Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1.
5. Внимательно изучите фрагменты исторического документа и ответьте на предложенные вопросы.
«Изъять из церковных имуществ…»
Постановление ВЦИК (26 февраля 1922 г.)
Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие служить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, в дополнение к декрету об изъятии музейного имущества, постановляет:
1. Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование группы верующих всех религий на описи и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие которых не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Наркомфина, со специальным назначением в фонд Центральной комиссии голодающим.
2. В целях планомерного проведения этого мероприятия, организации учета и передачи органам Наркомфина по особому счету для центральной комиссии в составе ответственных представителей губисполкома…».
1. Почему советская власть начала гонения на верующих и служителей церкви?
С самого начала правления большевиков имела место тенденция оторвать русский народ от их традиционной культуры. Можно говорить не только о Православии, но о полной перемене ума, уклада жизни, для чего принимались различные меры и издавались разные законы. Государство начинает активно вмешиваться в дела Церкви, для этого даже была создана специальная комиссия, следствием который была публикация в газетах «Правда» и «Известия» 21 января 1918 года декрета «О свободе совести, церковных и религиозных объединениях», более известный под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
2. Какая реакция на происходившее была у служителей церкви?
Реакция была в разных регионах – разная, но священники продолжали совершать служения, проводили нужные церковные молебны и обряды. Продолжали обучение на дому. К примеру, семинария в Курске была закрыта и была создана Пастырско–богословская школа, в которую записался 51 человек из числа семинаристов. Больше половины семинаристов не решалось продолжать церковное образование, но и из 51 человека занятия посещало около 25 человек, поскольку занятия проходили в Крестовой церкви Знаменского монастыря, и часто бывало, что в одном классе было сразу несколько занятий . Закон Божий практически не преподавался даже при храмах, хотя бывали попытки организации и полноценный школ священниками на дому
3. Определите и охарактеризуйте период, в который происходили описанные события.
Период в истории России, связанный с советской властью, вызывает у многих неоднозначные ассоциации. Особенно неоднозначные мнения вызывает политика советской власти к Православной Церкви. Интересно, что в разных регионах политика власти к Церкви была разной — где-то достаточно мягкой, где-то чрезмерно агрессивной, поэтому в каждом регионе следует отдельно рассматривать особенность отношения советской власти к Церкви.
В конце 1917 года прекратилось государственное финансирование епархий, но собственность у Церкви сохранялась до середины 1919 года. Постепенно началась конфискация земли у Церкви .
Согласно декрету ВЦИК от 16 февраля 1922 года, началось официальное разграбление собственности Церкви. Стоит отметить, что поначалу попытки ограбить храмы жестко пресекались самими верующими, поскольку с помощью набата созывалось огромное количество людей, которые мешали большевикам совершать свои планы.
В условиях противостояния советской власти и верующих особое значение также приобретал вопрос о тех способах противодействия антирелигиозной политике, которыми располагали иерархи и миряне. Помимо массовых протестных акций, имевших место с начала 1918 г. , верующие пытались вступить в контакт с представителями иных государств и зарубежных религиозных институций, которые, как считалось, могли оказать давление на советские власти, с тем чтобы те ослабили антирелигиозный натиск. Особое значение такие попытки приобрели после известного «ультиматума Керзона» 1923 г., с которым православные верующие в СССР связывали освобождение из под ареста патриарха Тихона .
На сегодняшний день известен ряд случаев, когда верующие в СССР пытались войти в контакт с зарубежными представителями и передать им информацию о положении в Советской России и попросить их о помощи. Пожалуй, один из самых ранних примеров такого рода относится к августу 1919 г., когда собор Соловецкой обители обратился к христианам Англии с телеграммой, в которой содержалась просьба воспрепятствовать выводу английских войск из Архангельска и с территории Северной области .
Конституция 1925 и церковь
В Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, в статье 13 было закреплено положение о том, что в целях «обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами»
О сознательной маргинализации религиозных объединений, в том числе планируемого их сокращения и выталкивания за предел функционирования общества, свидетельствует принятый Съездом Советов СССР первый Основной Закон СССР от 31 января 1924 года. Основной закон не содержит регулирования религиозной проблематики – как в контексте индивидуальных полномочий граждан, то есть свободы совести, вероисповедания, так и взаимоотношений государства с религиозными объединениям. Определяя построение и задачи центральных органов союзного государства и федеральные компетенции, основной закон признавал проблематику свободы, прав и гражданских обязанностей, вместе с религиозной материей, прерогативой регулирования республиканских конституций. Деградация иерархии регулирования религиозных вопросов с конституционного уровня на уровень республиканских основных законов была роковым прогнозом для религиозных объединений и верующих. Цель этой законодательной процедуры заключалась в предоставлении органам государства, в том числе органам аппарата безопасности, неограниченной свободы в реализации враждебных для религии и не совместимых с ней положений марксистско -ленинской доктрины.
В результате таких конституционных предположений в принятой XII Всероссийским съездом Советов новой Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года и в других республиканских конституциях нашлось правовое регулирование религиозной сферы. В принципе все республиканские конституции заключали одинаковое содержание в этой области. Религиозные записи имели весьма общий и лаконичный характер. Это была хорошо известная и применяемая уже с 1918 года в советском конституционализме процедура, разрешающая в подконституционных актах применять желаемые
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучковополе, 2001.
2) Вестник Временного Правительства Северной Области. 1919. 16 авг. № 180 (280); Осипенко М. В. Хранители веры // Север. 2013. № 3–4. С. 36–37
3) Емельянов С. Н. Взаимоотношения государственных органов власти и Русской православной церкви в Центральном Черноземье в 1917–1922 гг. Дис. канд. ист. наук. Курск, 2000. 180 с.
4) Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство. 1917–1922. М., 2005.
5) Конституция РСФСР от 11 мая 1925 г., «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР» 1925, № 30, статья 218.// http://constitution.garant.ru/history/ussrrsfsr/1925/red_1925/5508616/chapter/1/#block_11100 [дата доступа: 18.10.2020]
6) Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997.
7) Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.
8) Сиваджан Е. Символ, соединяющий прошлое с будущим //ГЕО. 2001. № 9. С. 119–122
9) Matthews M. The Passport Society: controlling movement in Russia and the USSR. Boulder; Oxford: Westview Press, 1993