Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) как личность, как политический деятель, как религиозный реформатор и мыслитель уже давно по разному оценивается исследователями.
В нем видят и первого известного в истории выдающегося политика, и религиозного фанатика, и мечтателя-идеалиста, и жестокого, расчетливого правителя-деспота, в связи с чем данное исследование представляет интерес.
1.Истоки религиозных реформ Эхнатона
Период Амарны - один из самых захватывающих в истории Древнего Египта. Это также вызвало наибольшее количество работ и споров.
С правлением Эхнатона древняя земля Египта переживет период исключительных волнений и одного из самых захватывающих религиозных и духовных экспериментов в истории человечества.
Под влиянием фараона Аменофиса (Аменхотепа) IV-Эхнатона и его прекрасной и знаменитой супруги Нефертити, которую часто называли «Ересь Амарны» (от названия ее столицы Амарна) или «Эксперимент Амарны» попытается ниспровергнуть традиционные верования многомиллионной цивилизации.
Это тема очень неоднозначная на что указывают работы, посвященные Эхнатону и Нефертити, постоянно появляющиеся в печати.
Горячие споры по этому историческому периоды возникают даже среди профессиональных египтологов.
В XVII-XVI веках до н.э. Египет находился в упадке. Это было связано с вторжением объединённых племён гиксосов, которые установили своё господство над большей частью Египта. Спустя 130 лет, правителю города Фивы Яхмосу I удалось изгнать гиксосов из Египта. Объединив разрозненное царство, он стал родоначальником XVIII династии фараонов. С того времени (1554 г. до н. э.) в истории древнего Египта начинается период расцвета, который получил название – Новое царство. В этот период совершаетсяряд удачных военных походов. Благодаря чему, в столицу Египта Фивы, начинает поступать огромное количество богатств. Частьиз них, в свою очередь, жертвуется в храм верховного бога Амона, тем самым обогащая и жрецов этого храма. По всей видимости, именно усиление политической власти жречества и послужило стимулом к началу религиозно-политической реформы фараона Эхнатона.
Правление Аменхотепа IV (будущего Эхнатона), началось в 1365 году до н. э.
Его личность, а также значение и масштабы его действий и его идеи оценивались по-разному. В конце XIX века великий английский египтолог сэр Флиндерс Петри, первым осознавший историческое значение Эхнатона, описал его как первого монотеиста и первого человека в истории и написал «человека, который, несомненно, был гением и который удалось сокрушить тысячелетнюю оболочку привычек, суеверий и условностей общества и мужественно противостоять власти духовенства и других сановников ». Фрейд в книге "L’homme Moïse et la Religion monothéiste (Человек Моисей и монотеистическая религия)" видел родство между пророком и королем.
В наши дни многие историки опровергли это суждение, и многие из них считают Эхнатона тираном, фанатичным деспотом или даже сумасшедшим и атеистом!
Египет - это очень древняя цивилизация с древними традициями, которые сохранились и утвердились, несмотря на превратности истории.
К XVIII в. династия фараонов правила двумя землями Египта в течение столетия после изгнания иностранных захватчиков-гиксосов. Чтобы защитить себя от дальнейших вторжений, Египет построил огромную империю, простирающуюся от долины Нила, на территории современного Судана, до Евфрата и границ Анатолии.
В период правления Аменофиса (Аменхотепа) III империя находится в зените. Огромные богатства от подношений, выплачиваемых доминирующими нациями, текут в долину Нила и способствуют общему процветанию и отличаются, в частности, обильными пожертвованиями на традиционные храмы и обилием архитектурных и художественных произведений, изысканность которых неподражаема.
Обогащение страны и внешние контакты способствовали преобразованию египетского общества. Отныне это более открытое общество, общество, которое стало, прежде всего, космополитическим, с еще большим присутствием и влиянием иностранцев, живущих в Египте.
Таким образом, постепенно менталитет изменился что привело к тому, что стали появляться новые идеи как в отношении природы монархии, так и в отношении духовности, с развитием имперской концепции, наложенной на развитие культа Солнца, что привело к провозглашению универсальности царской власти на земле, как и у Бога Солнца Ра на небесах.
Таким образом процветают хвалебные эпитеты, царя называют «царем царей, князем князей», а уже и «Атоном для всех стран». Теологи все больше и больше ассоциируют преимущественно Бога Солнца Ра со всеми другими богами пантеона, начиная с Амона.
Говоря об Амоне, следует отметить, что с самого начала XVIII в. Династия фараонов поставила себя под защиту или покровительство бога Амона из Карнака, возведенного в ранг династического бога, бога империи.
В период правления Эхнатон, как писали летописцы, «Царь богов и бог царей», Амон увидел, что его роль как главного божества земли постепенно усиливается, и теперь он слился с великим богом Ра в форме Амона-Ра.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ассман Ян. "Египет: теология и благочестие ранней цивилизации". — М.: Присцельс, 1999. — 368 с.
2. Бадж, Э. А. Уоллис, Египетская религия. Египетская магия. -М.: Новый Акрополь, 1996. -416 с.
3. Большаков В. А. Хатшепсут. Женщина-фараон. М., 2001
4. Жданов В.В. Древнеегипетские и раннегреческие теокосмогонии: историко-философские аспекты сравнительного анализа [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/download/elibrary_18250382_55347115.pdf
5. Османкина Г.Ю. ЗНАЧЕНИЕ БОГОВ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. В сборнике: Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии. сборник трудов XIV международной научно-практической конференции. Научный редактор Л. М. Дмитриева. 2015. С. 30-32.