Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа состоит из трех теоретических разделов, предполагающих:
1. Освещение и раскрытие понятий «темп» и «ритм», их возникновение, особенности и взаимосвязь.
2. «Мускульная свобода» артиста, подразумевающая его внутреннее и внешнее состояние, работа артиста со сценическими зажимами; раскрытие понятия «зажим», характеристика видов и способов устранения.
3. «Сценическое действие» как единство мысли, чувства и целого комплекса целесообразных физических движений; определение его видов и элементов.
Актуальность заданных теоретических тем работы обусловлена спецификой учебной программы и необходимостью их изучения для овладения знаниями и навыками, необходимыми для будущей профессии.
Цель настоящей работы – осветить три вышеуказанных теоретических блока и, в заключение, на основе изучения и обобщения специальной литературы по заданной теме, а также информации из электронных источников подвести некоторые итоги.
1. ТЕМПО-РИТМ
В начале работе, прежде чем говорить о значении темпа и ритма в сценическом искусстве и о практических приемах овладения ими, необходимо раскрыть сами понятия. Термины темп и ритм, изначально взятые из музыкального лексикона, прочно закрепились в сценической практике и педагогике для обозначения определенных свойств человеческого поведения.
Так, темп – это степень скорости исполняемого действия. Можно действовать медленно, умеренно, быстро, что потребует от человека различной затраты энергии, но не всегда окажет существенное влияние на внутреннее состояние.
Ритм поведения подразумевает не только скорость, но интенсивность действий и переживаний актеров, внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляются сценические события. Кроме того, понятие «ритм» включает в себя и ритмичность: ту или иную размеренность действия, его организацию во времени и пространстве.
Темп и ритм понятия взаимосвязанные, поэтому К.С. Станиславский сливая их воедино, употреблял термин темпо-ритм. Во многих случаях они находятся в прямой зависимости друг от друга: активный ритм ускоряет процесс осуществления действия и, наоборот, пониженный ритм влечет его замедление. По Станиславскому темпо-ритм спектакля это:
- синтез темпа и ритма спектакля;
- нарастание или спад, ускорение или замедление, плавное течение или бурное развитие сценического действия.
Взаимосвязь темпа и ритма характерна еще и тем, что они характеризуют одну элементную единицу действия, взятого на протяжении одной элементной единицы сценического времени.
Схема 1. Взаимосвязь темпа и ритма:
сохранение структуры ритмической единицы
Как видно из представленной Схемы 1, ритм определяет собой темп, но изменения темпа, при сохранении структуры ритмической единицы, влекут за собой изменения в характере ритма. Поэтому оба явления практически существуют одновременно, составляя вместе единое понятие темпо-ритма.
Развитие темпо-ритма спектакля представляет собой волнообразный процесс, где нарастания и спады складываются из суммы темпо-ритмов действий, эпизодов, сцен. В целом темпо-ритм спектакля – это показатель интенсивности его сквозного действия. К.С. Станиславский утверждал: «Темпо-ритм всей пьесы – это темпо-ритм ее сквозного действия и подтекста»[ ].
А темпо-ритм спектакля является динамической характеристикой его пластической композиции. По утверждению Константина Сергеевича, «...Темпо-ритм пьесы и спектакля – это не один, а целый ряд больших и малых
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Захава Б. Мастерство актера и режиссера. М., 2013
2. Кокорин А.К. Вам привет от Станиславского. М., 2001
3. Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978
4. Станиславский К.С. Работа актера над собой (сборник). Глава IV. Темпоритм. [Электронный источник] https://www.livelib.ru/book/264399/read-rabota-aktera-nad-soboj-konstantin-stanislavskij/~36
5. Преодоление мышечных зажимов. Статья. [Электронный источник] http://millionsbooks.org/book_80_glava_11_1._Obshhajachast..html
6. Темпо-ритм. [Электронный источник] https://studbooks.net/546130/kulturologiya/tempo_ritm
7. Элемент актёрской психотехники мускульная свобода. [Электронный источник] https://forpsy.ru/works/element-akterskoy-psihotehniki-muskulnaya-svoboda/