Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребёнка средствами народного искусства. В настоящее время рассматривать проблему развития музыкальных способностей и творческого потенциала дошкольников необходимо через призму современных условий и стандартов. В Законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ изложено направление дошкольного образования: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, … интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств…» [Гл. 7. ст. 64.].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования относит музыкальную деятельность к направлению художественно-эстетического развития, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Как следует из документа, одним из важнейших средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное творчеств, которое обобщает представления о красоте, эстетических идеалах, мудрости народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное творчество ребенок познает традиции, обычаи, особенности быта своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и укрепления эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного творчества определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка через средства выразительности, причем воздействие это естественное, ненасильственное. Благодаря этому оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, а потому на основе выделения элементов народного творчества, цветового строя, композиции может быть использовано для развития ребенка: восприятия эстетических установок и эстетической оценки, т. е. воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное творчество стимулирует развитие творческих способностей личности.
Изучение содержательного богатства фольклора, которому большое внимание уделено в работах Н.В. Асафьевой, А.В. Запорожца, М.М. Бахтина, В.Е. Гусева, А.С. Каргина, В.Н. Топорова, Н.А. Хренова, А.Ф. Крыловой, Т.Я. Шпикаловой, З. Косовой и других, позволяет утверждать о наличии заложенных в нем больших возможностей по социально-психологическому и педагогическому воздействию на развитие и становление личности.
Объект исследования: малые формы устного народного творчества.
Предмет исследования: особенности использования малых форм устного народного творчества – потешек - в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение возможностей использования малой формы устного народного творчества – потешек - в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме разнообразия малых форм устного народного творчества.
2. Выявить значимость малой формы устного народного творчества – потешки - в музыкальной педагогике.
3. Классифицировать сложности материала и структурировать по возрастам использование малых форм устного народного творчества – потешек – на музыкальных занятиях в ДОУ.
Методы исследования:
- изучение методической литературы,
- анализ,
- синтез.
Структура работы:
введение, основная часть, включающая три параграфа, заключение, список использованной литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Ветлугина Н. А. О теории и практики художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина // – Дошкольное воспитание, 2004. – с. 64.
2.Горшкова, Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. [Текст] // Пособие для музыкальных руководителей ДОУ / Е.В. Горшкова. – М.: Издательство «Гном и Д», 2004. – с. 144.
3.Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст] : Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. - М.: Линка-Пресс, 2001. – с. 224.
4.Дьяченко, О.М. Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками [Текст] / О.М. Дьяченко // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 3. с. 95.
5.Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно-одаренных детей. // Дошкольное воспитание. - № 8. -1993. - С. 46-51.
6.Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: СЭ, 1966. – 375 с.
7.Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст] / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1982. – c. 96.
8.Куревин. О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М. - Линка-Пресс, 2003.
9.Петровский М. Метафора // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А—П. - Стб. 434—437.
10.Словарь литературных терминов/ Ред. И сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. – 509 с.
11.Щербаков Н.А. От музыки к движению и речи (вып. 1,2,3,4) М. - Гном-Пресс, 2001.