Фрагмент для ознакомления
2
Практические задания
Тема: Патопсихология: теоретические основы и практическое значение. Основные принципы и методы патопсихологического исследования.
1. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клинической психологии.
Как самостоятельная отрасль психологической науки начала формироваться в начале 20 в. В литературе тех лет она обозначается как «патологическая психология». В работах В.М. Бехтерева содержались наиболее четкие представления о предмете и задачах патопсихологии на начальных этапах ее становления; «...изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц». Для отечественной патопсихологии с самых ее истоков характерны естественнонаучные традиции. На формирование ее принципов и методов большое влияние оказал И.М. Сеченов и его работа «Рефлексы головного мозга». Преемником Сеченова стал В.М.Бехтерев, который и является основоположником патопсихологического направления в отечественной психологической науке. Представителями школы Бехтерева были разработаны многие методики экспериментально-психологического исследования душевнобольных, сформулированы основные принципы патопсихологического исследования...
Тема: Понятие психического здоровья, нормы и патологии. Основные классификации психических расстройств.
1. Основные подходы к определению нормы и патологии: статистический, психометрический, биологический, социальный, утопический, естественно-научный.
Статистический подход. Он базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта). Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств, или признаков, подчиняется нормальному закону. Такое распределение может быть представлено графически в виде кривой Гаусса, или частотной кривой, которая имеет вид колокола и называется иногда колоколообразной кривой.
Нормальным признается такое значение признака, которое оказывается в пределах среднего или оговоренной меры распределения, как правило, выраженной в виде стандартного отклонения. Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам) границы, считаются ненормальными. Таким образом, статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки зрения изменчивости определенного количественного признака индивида.
Преимущества статистического подхода заключаются в том, что норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Кроме того, как максимальная частота появления определенного показателя, она соответствует общепринятому представлению нормальности. Однако статистическое толкование нормы встречает ряд серьезных трудностей и расходится с реальными фактами. Недостатки заключаются в следующем:
Тема: Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях.
1. Нарушение восприятия: агнозии, псевдоагнозии при деменциях. Иллюзии и галлюцинации. Нарушение восприятия при шизофрении.
Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают агнозии:
1) зрительные;
2) тактильные;
3) слуховые.
Истинные агнозии следует отличать от псевдоагнозий.
Псевдоагнозии — это результат нарушения мотивационного компонента восприятия, т.е. личностного к нему отношения, смысловой его стороны, что часто наблюдается при поражениях лобных долей, ответственных за формирование целей поведения и произвольных волевых усилий по их достижению. Нарушение направленности поведения, аспонтанность и утрата «пристрастности» восприятия сопровождаются выхватыванием из воспринимаемого случайных второстепенных деталей, попыток их интерпретации, не связываемых в единое целое...
Внимание больного при этом может направляться не на сюжетно значимые детали, а на несущественные, которые его случайно привлекают (например, цвет). Собственно восприятие при этом почти не страдает, а направляющая помощь экспериментатора иногда позволяет добиться от испытуемого правильного ответа.
При зрительной псевдоагнозии больной не узнают силуэтные и пунктирные рисунки. Восприятие диффузно, недифференцировано. Не улавливают сюжета, часто описывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи. Отдельные части рисунка сливаются с фоном, изображения не узнаются. Несущественные элементы рисунка становятся центром внимания и ведут к неправильному узнаванию.
К обманам восприятия (чувств) относят иллюзии и галлюцинации.
Иллюзии - искажённое восприятие существующих явлений (т.е. раздражитель есть, но у больного возникает искаженное его восприятие);
В основе более стойких иллюзий лежит либо недостаточность сведений о внешнем мире (ребенок протягивает руку к луне, думая, что она находится вблизи), либо отсутствие критики (суеверный повсюду видит привидения), либо преобладание одного определенного аффекта, либо помрачение сознания (опьянение, лихорадка).
Галлюцинации - ложные восприятия, возникающие без внешних раздражителей (без объекта). Содержание характера галлюцинаций различно: они могут быть нейтральными, тогда больной спокойно реагируют на них. Могут носить императивный (приказной) характер:
ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
1. Обсессивно-компульсивное расстройство относится к:
2. Компульсия — это
3. Психопатии относятся к:
и т.д.
2 вариант
1. Снижение уровня обобщения это:
2. Резонерство в патопсихологии понимается как:
3. «Отлет» от конкретных связей в патопсихологии рассматривается в рамках:
2 уровень
1. Продолжите понятия:
Показать больше