Фрагмент для ознакомления
2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
Автомобильный транспорт: характеристики и показатели
эффективности
Транспортная логистика – это управление транспортировкой грузов, то есть выполнение операций перемещения и промежуточного хранения сырья, полуфабрикатов, объектов незавершенного производства, готовой продукции из мест происхождения в места потребления с использованием транспортных средств.
Транспорт представляет собой отрасль материального производства. Особенность транспорта заключается в том, что он не перерабатывает сырьё и не создаёт материальных продуктов, а результатом его деятельности яв-ляются услуги.
Основная цель транспортной логистики, как и логистики в целом – это снижение затрат на физическое товародвижение. Эта цель достигается путём соблюдения следующих основополагающих принципов:
максимально полное использование грузоподъёмности и гру-зовместимости транспортных средств;
организация распределения товаров без складов (технология кросс-докинга);
кратность транспортной единицы груза единицам заказа, от-правки и складирования (к примеру, использование контейнера);
стандартизация тары и подъемно-транспортного оборудова-ния;
экономия от масштаба и дальности перевозки грузов, так как при транспортировке крупных партий на большие расстояния расходы на 1 тоннокилометр будут минимальны;
концентрация грузопотоков на отдельных логистических кана-лах и отказ от не экономичных каналов;
доставка грузов по технологии «точно в срок».
Основой при выборе транспортного средства, оптимального для кон-кретной перевозки, служит информация о характерных особенностях раз-личных видов транспорта.
Основными причинами активного использования автотранспорта в ло-гистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт от-личают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терми-налов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издер-жек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортиза-ция автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодо-рожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий гру-зов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранс-порта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.
Основные преимущества и недостатки автомобильного транспорта отображены в таблице 1.
Автомобильный транспорт характеризуется показателями эксплуа-тационно-технического качества, которые вместе с данными по конкрет-ным условиям эксплуатации служат для выбора подвижного состава той или иной марки.
К таким показателям относятся характеристики автомобиля по его габаритам, массе, грузоподъемности, проходимости, скорости и другим динамическим качествам, устойчивости и маневренности и, наконец, по экономичности.Эффективность использования автомобильного транспорта определяется такими показателями, как себестоимость перевозок, их про-изводительность, энергоемкость и др.
Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих коли-чество и качество выполненной работы. Технико-эксплуатационные пока-затели использования подвижного состава в транспортном процессе мож-но разделить на две группы.
К первой группе следует отнести показатели, характеризующие сте-пень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта:
коэффициенты технической готовности, выпуска и использова-ния подвижного состава;
коэффициенты использования грузоподъемности и пробега,
среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние пере-возки,
время простоя под погрузкой-разгрузкой;
время в наряде;
техническая и эксплуатационная скорости.
Вторая группа характеризует результативные показатели работы подвижного состава:
число ездок;
общее расстояние перевозки и пробег с грузом;
объем перевозок и транспортная работа.
ПЕРВЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
Задача 1. Рассчитать параметры системы управления запасами, если известно, что от распределительного склада до станции технического обслуживания запасные части доставляются в среднем за время t. Возможна задержка в поставках tзад. Затраты на поставку одной запасной части составляют Cо. Месячная потребность станции технического обслуживания в запасных частях данной номенклатурной группы равна S. Затраты на хранение одной запасной части составляют I (табл. 1). Засчитать параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджинский А.М. Логистика – М.: Дашков и К, 2009.
2. Логистика / под ред. Б.А. Аникина, М.: ИНФРА-М, 2010.
3. Модели и методы теории логистики / под ред. В.С. Лукинского, СПб.: Питер, 2003.
4. Неруш Ю.М. Логистика – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
5. Сергеев В. И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / В.И. Сергеев - М.: НИЦ Инфра – М, 2013 г. 633 с.
6. Логистика и управление цепями поставок: учебник / [В. В. Щербаков и др.]. – Москва: Юрайт, 2015. – 581 с.