Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ В современном мире ведущие лингвисты рассматривают культурную карту мира через призму языковых коммуникаций. Культурный код нации является сейчас объектом исследования, а не простым орудием коммуникации. Широко известий факт, что при рождении человек усваивает язык и культуру своего народа. А культура народа отражается в языке, который является специфичным и уникальным, так как по разному фиксирует в себе мир и человека в нём. Коммуникативное поведение личности нельзя разграничить на социологические и психологические аспекты. И те, и другие имеют дело с возникающими в процессе коммуникации и передаются такими категориями, как: ценности, мотивы, установки, стереотипы и предрассудки. Таким образом, тема данной курсовой работы является изучение речевого акта, как единицы анализа дискурса. Цель: выявить специфику речевых актов проанализировав единицы дискурса. Задачи: 1) изучить целесообразность описания речи в терминах речевого акта; 2) рассмотреть речевой акт и его структуру; 3) исследовать виды речевых актов (косвенных и прямых). ГЛАВА 1. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОПИСАНИЯ РЕЧИ В ТЕРМИНАХ РЕЧЕВЫХ АКТОВ Говоря об исследованиях, которые проводились в двадцатом веке и были связанны с вопросами формирования речи, то есть воспроизведением языковых единиц в процессе коммуникации. И главным образом данные исследования проводились при сопоставлении речи с языком, как с потенциальной системой знаков, предназначенной для хранения и передачи информации. Далее, этот вопрос получил развитее, и язык стал рассматриваться как определённого рода взаимодействие, между говорящим и слушателями. Психологические и социальные характеристики начали применять к субъекту речевой деятельности. Подобный подход в исследованиях и стал теорией основы речевых актов. Двигаясь по шкале развития науки, в 60-70 годах двадцатого века, учёные, представляющие Оксфордскую школу, такие, как Дж. Остин, Дж. Серль и Г. П. Грейс, начали изучать обыденный человеческий язык в естественных условиях его функционирования [5, C.8]. По мнению этих учёных, основная цель естественного языка, это установление общения между людьми. И предметом исследования стал человек, со своими коммуникационными целями, а также условия коммуникативной ситуации, способствующие успешному достижению целей общения. По мнению учёных, представляющих Оксфордскую школу, окружающий мир является фактором, создающим коммуникативную ситуацию, определяющую цели и задачи говорящего. В это время, учёные приходят к выводу, что изучать язык нужно в плоскости прагматической лингвистики. Данный подход позволил расширить рамки исследования коммуникативной активности. Изучать не только средства языковых выражений, которые включают в себя огромное исследовательское поле: языковую коммуникацию участников речевого акта, их взаимодействие в процессе коммуникации, обстановку, в которой эта коммуникация осуществляется, целевые установки адресата и адресанта речи, речевой этикет, и т.д. Научные исследования позволили не противопоставлять такие понятия, как язык и речь. Ф. Соссюр впервые сформулировал аппозицию «язык – речь». Так, философ из Оксфордской школы Л. Вингенштейн говорил, что речь – это компонент человеческой деятельности, а язык – орудие, инструмент, направленный на выполнение определённой функции, задачи. И, по мнению учёного, основной чертой любого языкового общения является сам языковой акт [8, C. 131]. По мнению другого философа Дж. Остина: «сказать что-либо значит совершить некоторый поступок» [7, C. 27] Похожее утверждение можно встретить и у Дж. Серля «основной единицей языкового общения является не символ, а производство конкретного экземпляра в ходе совершения речевого акта [9, C. 180]. Основатель теории речевых актов Дж. Остин, рассмотрел процесс говорения, как продукт индивидуального словотворчества, обусловленный личностными качествами говорящего и стоящего перед ними целями и задачами, т.е. на прямую зависит от субъекта речи [7, C. 57]. Одним из направлений теории речевых актов является изучение принципов и правил нормального человеческого общения. Важным фактором теории о правилах коммуникации является то, что в них найдены новые, раннее не исследованные способы логической организации коммуникативного общения, участвующие в формировании высказывания и оказывающие влияние на ситуацию общения. Такие компоненты, как лингвистика, психология, социология и др., определили не только правило и тактику ведения разговора, но и его смысл. В современном мире, когда в распоряжении носителя языка есть большой запас языковых средств и навык в их употреблении, возникает вопрос, не столько, как отразить мыслительное содержание, сколько, как решить коммуникативную задачу в самые короткие сроки и с максимальным эффектом воздействия на непосредственно адресата речи. Так, можно сказать, что данная работа, является разумной и правильной для осмысления, понимания и описания речи в современных терминах речевых актов. ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЙ АКТ И ЕГО СТРУКТУРА. СУЩНОСТЬ РЕЧЕВОГО АКТА Понятием речевого акта можно определить минимальную единицу речевой деятельности. Если считать речевой акт видом деятельности, то при его анализе можно использовать те же категории: субъект, цель, способ, инструмент, средство, результат, условие, успешность и т.д. Субъектом речевого акта является говорящий, который производит высказывание, рассчитанное на восприятие слушающим. При этом, высказывание выступает одновременно и как продукт речевого акта, и как инструмент достижения определённой цели. Обстоятельства и условия, в которых совершается речевой акт, может быть успешным или нет. Известны учёный Г. П. Грейс сформулировал основные принципы и правила, на которых строиться нормальная человеческая коммуникация. Одно из них говорит о том, что «высказывание должно быть по существу» [2, C. 265]. Можно объяснить это так, что высказывание должно быть уместным, чтобы быть услышанным. В обратном случае, говорящего ожидает коммуникативная неудача, или другими словами, коммуникативный провал. Можно сделать вывод, что речевой акт, это сложное явление. Когда человек начинает говорить, он это делает не для того, чтобы насладиться звуками собственного голоса, а для того, чтобы высказывание представлялось обобщённо и целостно, для оппонента. И ещё нужно сказать, что, когда человек говорит, то ожидает разного рода результатов, которые могут происходить в сознании собеседника. Речевой акт здесь рассматривается как аспект реальных последствий. Английский философ и логист Дж. Остин предложил понятие иллокутивной функции, т.к. они отражают аспекты акта речи и содержания высказывания, которые не были описаны в традиционной лингвистики и классической риторике [7, C. 99]. Дж. Остин, в своих научных лекциях и работах привёл примеры иллокутивных актов: вопрос, ответ, информирование, уверение, предупреждение, критика и т.д. В различных языках мира существуют специальные средства, прямо или косвенно указывающие на иллокутивную функцию речевого акта [9, C. 188]. Существуют перформативные предложения, в которых лексико-семантическую структуру составляют иллокутивные глаголы. Это глаголы относятся к подклассу глаголов говорения, и указывают на цель говорения, например «обещать», «уверять», «поздравлять» и т.д. Но, наличие иллокутивных глаголов не достаточно для того, чтобы предложение было перформативным. В предложении иллокутивные глаголы должны прояснять, какой речевой акт совершает говорящий, употребляя данное предложение. Другими словами нужно сказать, что иллокутивные глаголы должны быть употреблены перформативно, а не описательно. Основным признаком иллакутивного акта является его цель. И самое важное, что не всякая цель, для достижения которой мы совершаем речевое действие, а только та, которая, в соответствии с нашим замыслом должна быть узнана адресатом. Вот, именно такая, открытая для распознания цель и является иллокутивной. Она может не совпадать с подлинной целью говорящего. Американский философ и логик Дж. Серль, составил классификацию иллакутивных актов речи. Он классифицировал их по признакам различий между иллакутивными актами [9, C. 190]. Ниже хочется привести наиболее существенные из них: - цель (например: сообщение, приказ, обещание, поздравление); - направление соответствия между высказываниям и действительностью (например: сообщение и приказ); - внутреннее состояние говорящего (например: утверждение, обещание, просьба, благодарность); - особенности пропозиционального содержания речевого акта (например: предсказание, донесение, обещание, просьба); - связь речевого акта с внеязыковыми институтами (например: назначение на должность, посредством нормативного документа, а не вербально) Дж. Серль разделил все иллокутивные акты на пять основных классов: 1. Репрезентативы (например: осуждение, обещание, прогнозирование, признание). 2. Директивы (например: просьбы, советы, запреты, инструкции). 3. Комиссивы (например: обещания, клятвы, гарантии). 4. Экспрессивы (например: благодарность, просьба, сожаление, поздравление, а т.ж. похвалы и комплименты). 5. Декларации (например: назначение на должность, объявление войны или мира, отлучение от церкви и т.д.) В рамках этих пяти иллокутивных актов можно найти следующие дополнительные параметры: - соотношение речевого акта с предшествующим текстом (например: ответ и утверждение); - соотношение статусов коммуникнтов (например: приказ и требование); - способ связи речевого акта с интересами говорящего и слушающего (например: поздравление и соболезнование); - степень интенсивности представления иллокутивной цепи (например: просьба и мольба) [9, C. 174]. Многообразие различных признаков иллокутивного акта можно разделить на четыре типа: 1) условия пропозиционального содержания; 2) подготовительные, или предварительные условия; 3) условия искренности; 4) условие назначения. Связь иллокутивной функцией речевого акта и условиями его успешности позволяет адресату речевого акта правильно понять, что хотел сказать адресант. Если рассмотреть все теории речевых актов, их структуры и градации, то можно сделать вывод, что речевой акт является центральной единицей коммуникации. Опираясь на теорию речевых актов, процесс говорения обуславливается личностными качествами говорящего и стоящими перед ним речевыми целями и задачами. И к какой бы из структур речевого акта не относилось высказывание, его основная цель и сущность – это намерение говорящего произвести определённое воздействие на адресата. ГЛАВА 3. ВИДЫ РЕЧЕВЫХ АКТОВ (ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ) Исходя из теории речевых актов, можно сказать, что они делятся на прямые и косвенные. В прямых речевых актах, главной целью является иллокутивный показатель, т.е. побуждение адресата к действию. Но, нужно сказать, что та же самая цель может быть выражена и косвенно, т.е. с помощью показателей таких как, желание (что – бы что то было сделано) или вопроса (направленный на будущие действия адресата или его способности выполнить действие) [6, C. 350]. В сравнительных категориях нужно сказать, что прямые косвенные акты, то есть те, в которых есть соответствие между выражаемым содержанием и воплощением его языковых форм, косвенный речевой акт проявляет себя как рассогласование между значением и смыслом высказывания. Широкое применение и использование косвенных речевых актов можно объяснить тем, что говорящий стремиться снизить категоричность высказывания. Если речевой акт звучит не достаточно корректно при прямом речевым акте, то в косвенной его формулировке, обеспечивается возможность дальнейшего речевого и неречевого сотрудничества коммуникантов. И рассогласование можно выражать с помощью предлогов. Например, приказ может быть выражен в виде просьбы или совета, вопроса или констатации, и совершенно маловероятен вариант, когда в форме комплимента.
Показать больше