Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Формирование учебной мотивации является одной из ключевых проблем педагогов в России. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение школьными предметами, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.
Педагогическим сообществом ведутся активные поиски путей активизации познавательной деятельности школьников. Школьные уроки истории не являются исключением. Постоянно сталкиваясь с нежеланием детей усваивать материал, современный учитель должен подобрать такие методы и формы организации учебного процесса, которые не только сделают содержание школьной программы интересным и доступным для понимания, но и откроют перед учеником возможности для самовыражения, позволят стать не только сторонним наблюдателем, но и непосредственным участником происходящих событий. Способствовать развитию мотивации к обучению на уроках истории и реализовывать требования ФГОС можно через использование игровых технологий. Используя игровую деятельность как способ мотивации обучающихся, учитель должен осознавать, что игра в школьном курсе истории и во внеурочной деятельности по предмету, должна быть не единичным событием, а грамотно организованной системой деятельности, которая направлена на качественное и продуктивное восприятие учебного материала
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового образования должны быть направлены на формирование сильной личности, способной жить и работать в постоянно меняющемся мире, способной смело развивать собственную стратегию поведения, осуществлять моральный выбор и ответственность за него, т.е. саморазвитие и самореализацию личности. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты воспитательной работы. Эти задачи могут быть успешно решены с помощью технологии методов игрового обучения.
Технология использования деловых игр направлена на то, чтобы обучить школьников понимать мотивы их обучения, их поведение в игре и в жизни, т. е. формировать цели и содержание своей самостоятельной деятельности и предвидеть ее непосредственные результаты. Деловые игры являются средством стимулирования обучающихся в учебном процессе. Все игровые формы обучения позволяют использовать уровни усвоения знаний. Ученикам интересно обучаться в игре, так как именно в такой форме информация, которую они получают, воспринимается доступнее и у них появляется все больший интерес к изучению предмета.
Таким образом, исследование использования деловых игр на уроках истории является актуальной темой для изучения.
Объектом исследования является процесс обучения истории в школе.
Предмет исследования – теоретические аспекты использования деловых игр на уроках истории.
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические аспекты использования деловых игр на уроках истории. Достижение цели определило ее приоритетные задачи:
1) Рассмотреть понятие и цели деловых игр;
2) Определить функции деловых игр;
3) Выделить особенности организации педагогического процесса с использованием игровых методов обучения;
4) Выявить виды деловых игр на уроках истории;
5) Разработать методические рекомендации по применению деловых игр на уроках истории.
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: сбор и анализ теоретической литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение.
Теоретико - методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные ученые, в частности, О. В. Силакова, О. С Газман, С. А. Шмаков, И. А, Барташникова. Согласно данным ученым, игра помогает повысить активность, заинтересованность ученика в ходе познания, представить учебную деятельность, как сильно значимой, облегчить приобретение новейших знаний и навыков. В игре учитель зачастую является организатором учебного познания учащихся, взаимосвязи школьников с учебным материалом, между собой и с педагогом, строящееся как учебно-познавательное. Учитель является организующим началом в самостоятельном познании материала старшими школьниками.
Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие, цель и функции деловых игр
1.1. Понятие и цели деловых игр
Игра - традиционный и признанный метод обучения и воспитания. Ценность игры как метода заключается в обучающей игровой деятельности, развивающей и воспитательной функции. Игра организует, развивает обучающихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность.
Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы учителя и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Методы обучения не ограничены действиями какого--либо педагога, но при помощи специальных методов педагог стимулирует деятельность учеников .
Таким образом, преподавание отражает деятельность учителя и детей. Каждый метод состоит из методов, который является его элементом, неотъемлемой частью, отдельным действием в реализации. Значительное место занимают методы игры в классификации методов обучения. Их главное преимущество в том, что в ситуации игры процессы восприятия происходят в сознании ребенка быстрее и точнее. Они передают обучающее действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценариев.
Игра представляет собой целенаправленную, сознательную деятельность, в рамках которой ребенок может быть активным, самостоятельным, инициативным, строит отношения с детьми и взрослыми. Ребенку интересен не результат игры, а ее процесс .
Игра является деятельностью, что заполняет свободное время ребенка. Игра для него - это творческая, самостоятельная деятельность. Недаром слова «игра» и «развитие» встречаются почти всегда рядом. Современная дидактика обращается к игровым методам обучения, потому что видит в них возможности эффективного взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивные формы их общения с присущими для игры элементами соревнования, непосредственности, подлинного любопытства. Для эффективной реализации тех или иных игровых методов в учебном процессе, необходимо применение игровых педагогических технологий. Игровые действия на уроках могут быть использованы :
- как независимые технологии для овладения концепцией, темой, секцией учебного процесса;
- как элемент более обширной технологии;
- как урок или его этап. Концепция «воспроизведения педагогических технологий», появившаяся в конце 90-х годов XX века, связана с довольно обширной группой методов организации педагогического процесса в форме различных игр. При дальнейшем развитии концепции «игровой педагогической технологии» необходимо полагаться на определенные концептуальные основы игровой деятельности:
- игра присуща личности;
- в игре есть воспитание и образование, действующие как универсальная и необходимая форма умственного развития детей;
- игры в школе с их регулярным применением в качестве метода обучения становятся средством, сознательно используемым для помощи в обучении и тем самым приобретают подчиненную ценность для обучения.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в виде различных педагогических игр. Эта концепция отличается от игр тем, что они имеют четко сформулированную цель и соответствующий педагогический результат. Игровая педагогическая технология включает в себя различные методы организации педагогического процесса в виде игр.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения: 29.04.2020)
2. Алеева К. Т. Особенности развития подростков / К. Т. Алеева // Молодой ученый. – 2018 - № 7. – С. 54-61.
3. Алексеева Н. М. Игры на уроках // Преподавание истории в школе. 1991. № 6. С. 113–119.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. М.: Просвещение, 2017. – 334 с.
5. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. — Харьков, 2017. – 45 с.
6. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. 2016. № 5. С. 26-30.
7. Борзова Л. П. Дидактические игры // Преподавание истории в школе. — 2016. № 8. − С. 45–49.
8. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – Москва: Просвещение, 1972. – 95 с.
9. Бутылина Е. В. Факторы, влияющие на качество образования / Е.В. Бутылина // Завуч. –2015. №7. С. 17-21.
10. Вопросы психологии учебной деятельности школьников/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.,1962. – 315 с.
11. Газман О.С. В школу - с игрой/О.С. Газман. М.: Просвещение, 2016. 334 с.
12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. – 348 с.
13. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России //Педагогика. 2015. № 5. С.46 54.
14. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 2016. – 314 с.
15. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 2016. – 214 с.
16. Гиззатуллин И. Г. Игры для старшеклассников //Преподавание истории в школе. 2015. № 5-6. С.5455.
17. Гин А. А. Приёмы педагогической техники на уроках «Истории». – Москва: Вита-Пресс, 2016. – 112 с.
18. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во Петерб.ун-та, 2015. – 314 с.
19. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2015. 345 с.
20. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования/М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. – М.: Просвещение, 2015. 336 с.
21. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2015. с.12-24.
22. Занько С.Ф. Игра и ученье /С.Ф. Занько. М.: Просвещение, 2016. 226 с.
23. Кальней В. А., Милешкина Е. Н. Игровые технологии на уроках Истории / В А. Кальней, Е. Н. Милешкина // Молодой ученый. – 2017. - № 3. – С. 18-23.
24. Макарова Н. И. Игровые технологии на уроках истории // 1 сентября. Открытый урок 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/ articles/603914/ (дата обращения: 07.04.2020).
25. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. Т.1. Челябинск: Два комсомольца. 2018. № 4. С. 145–168.
26. Морозова И.С. Познавательная активность школьников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 12. – С. 162-165.
27. Мухина В.С. Возрастная психология. [текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия 2015.- 518 с.
28. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [текст] / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2015. – 544 с.
29. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Центр подготовки педагогов к аттестации [Электронный ресурс]. — URL: http://moirang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheski e_tekhnologii/igrovye_tekhnologii/12-1-0-48#.WIL2_ lig_IU (дата обращения: 21.04.2020).
30. Силакова О. В., Яковлева Е. С. Использование игровых технологий в школьном курсе по «Истории» // Педагогика высшей школы. − 2015. №3. − С. 125-129.
31. Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе со старшими школьниками // Школа плюс До и После. 2017. № 8. – С. 80-85.
32. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по истории. Методическое пособие для учителя Издатель: М.: ТЦ СФЕРА, 2015. – 361 с.
33. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2016. – 247 с.
34. Фетискин С. Н. Диагностика учебной мотивации школьников / С. Н. Фетискин // Педагогика. – 2018. - № 6. – С. 15-26.
35. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М., Логос, 2017. – 268 с.
36. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 360 с.