Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. У каждого человека имеются индивидуальные особенности, как особенности физиологические, так и особенности психические. Каждый человек владеет особенным внутренним миром, характеризуется определенным типом темперамента. В совокупности, все перечисленные составляющие вырабатывают его характер, влияют на формирование поведения [23].
В процессе развития личности создается и почерк. В течение всей жизни человека меняется его способ письма. Еще в исторические времена методом наблюдения интеллектуальные люди научились замечать взаимозависимость между человеческим почерком и индивидуально-психологическим своеобразием личности. Дошедшая до нас фраза Конфуция убеждает о том, что нужно относиться с опаской к человеку, у которого почерк, как «движение тростника, колеблемого ветром» [13].
Проблематика исследования взаимной связи личностных специфик и почерка у лиц юношеского возраста обусловлена недостаточной разработанностью понятия, структуры личности.
Цель работы: определение взаимосвязи личностных особенностей у лиц юношеского возраста и их почерка.
Задачи работы:
1. Рассмотреть концепции и теории взаимосвязи личностных особенностей и почерка у лиц юношеского возраста;
2. Определить современное понимание вопроса;
3. Выявить позиции ученых-исследователей данного вопроса.
Объект исследования: личностные особенности и почерк человека.
Предмет исследования: взаимная связь между личностными особенностями и почерком у лиц юношеского возраста.
2. Основная часть
2.1. Концепции и теории взаимосвязи личностных особенностей и почерка
Способность полноценно управлять собой может быть характерна только взрослому человеку. В рамках данного подхода возникновение личности в онтогенезе может быть отнесено к какому-либо определенному возрасту. Сформированность жизненной позиции, с которой человек юношеского возраста начинает свою самостоятельную взрослую жизнь, дает основание рассматривать взаимосвязь личностных особенностей и почерка применительно как ко взрослому человеку (Д.И. Фельдштейн, B.C. Собкин, Г.А. Цукерман и др.).
В человеке выступают индивидуальной совокупностью все его качества (и физические, и психические). Следовательно, особенности каждого проявляются в механизме приобретения письменного навыка. В итоге весь комплекс причин, которые обусловливают отклонения от почеркового стандарта, который определяет их характер, будет необычаен, тогда почерк каждого – индивидуален [18].
Сама способность отражать психофизиологические характеристики личности, или типологичность, основана на влиянии на почерк первоочередно субъективных (внутренних) факторов, хотя следует сказать, что объективные (внешние) факторы тоже находят в нем отражение [24].
Современная графологическая мысль имеет начало из трудов Ж.И. Мишона (1806 – 1881), священника-католика, педагога, проповедника, археолога, писателя. Ему принадлежит введение в жизненный обиход самого термина «графология» и определения графологии как учения о почерке, изучения его с позиции выражения в нем личностных свойств и, безусловно же, психических личностных состояний [16].
Графологию не следует путать с почерковедением. Почерковедение – это раздел криминалистики, который изучает закономерности возникновения и развития письменно-двигательных навыков человека в целях решения диагностических и идентификационных задач, которые возникают при расследовании преступлений [5].
Почерковедение в отличие от графологии делает акцент на стереотипность действий, которые совершаются при письме, а также, как отмечает А.А. Каминская, на «индивидуальность почерка, динамическую устойчивость, вариационность и избирательную изменчивость» (результат реакций организма на различные условия) [12]. Графологический анализ базируется на понимании того, что почерк формируется мозгом и в большей степени, чем моторикой, определяется подсознательными процессами. В процессе письма рука является лишь инструментом мозга личности пишущего [6].
Отец русского графологического общества 20-х годов, Зуев-Инсаров доказал, что почерк зависит не только от характера, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. В своей книге он писал, что знал почтового служащего, у которого желание «широкого» образа жизни отразилось на почерке, который отличался общей украшенностью [26].
Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей записной книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - поздравление другу. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество отделки. А внутреннее построение письма остается неизменным.
Ученые-исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов - невнимательность), другие - не очень (округлый почерк - слабая воля).
С познавательной точки зрения, важным моментом (независимо от школ и концепций) всех изысканий в рассматриваемой сфере является попытка теоретического обоснования связи почерка с психологическими свойствами личности. Примерно в том же духе высказывается относительно данного предмета и В. Орлова, когда отмечает положительное в графологии: опора на типологические структуры человека, которые разработаны в физиологии, психологии, создание своей типизации личности и поиск в почерке ее проекции». Ученый-исследователь отмечает, что графологами и естественниками много сделано в раскрытии механизма, анатомического и биохимического описания письма, процесса формирования и функционирования навыка письма [18].
Важным в исследованиях Е. Буринского было то, что он рассматривал почерк не только как объект идентификационного, но и как объект диагностического исследования. Он считал, что в почерке заключен весь человек, там все его физические и духовные свойства [28].
Позднее, уже в 50-е годы прошлого века А. Лурия написал, что правильной является мысль о том, что почерк находится во взаимозависимости с индивидуальными особенностями пишущего лица и его существующим психофизиологическим состоянием [15].
Существует несколько направлений теоретического обоснования взаимосвязи личностных особенностей и почерка.
Первое направление: изучение вопросов типологии почерка и исследование ее связи с типологическими свойствами личности – тесно связано с имеющимися на тот момент достижениями в области физиологии и психологии. В рамках этого направления существенными для решения рассматриваемого вопроса представляются исследования, проведенные психологом и криминалистом Г. Борягиным. Данный ученый придавал большое значение изучению типов высшей нервной деятельности человека с целью решения задач почерковедческой диагностики. Г. Борягин высказывал мнение, что в графической экспертизе учение И. Павлова об общих типах высшей нервной деятельности имело огромное значение, потому что оно помогло объяснить индивидуальный человеческий характер человека [4]. Тип высшей нервной деятельности, как и внешние условия формирования письменно-двигательного комплекса навыков, он считал главным фактором, определяющим индивидуальность почерка.
Второе направление: исследование проблемы установления по почерку определенных характерологических свойств личности. В рамках данного направления большим коллективом под руководством Ю. Погибко была начата работа над созданием комплекса методов криминалистической диагностики пола, возраста, а также психофизиологических характеристик исполнителя рукописи, которая получила свое завершение уже в постсоветский период. Но не только данной группе ученых-исследователей было сделано замечание о смешении графологических и почерковедческих признаков почерка [6].
Третье направление: изучение избирательной и временной изменчивости почерка. В его рамках проводятся специальные теоретические и экспериментальные исследования, которые посвящены проблемам судебнопочерковедческой диагностики. Полученные результаты позволяют говорить о существовании фундаментального свойства почерка – его избирательной изменчивости как способности избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия (сбивающие факторы). Без учета данного свойства невозможно какое бы то ни было диагностическое исследование в области почерковедческой диагностики, в том числе криминалистическое исследование психологических свойств исполнителя рукописи.
Исследования, которые проводились в рамках двух последних из указанных отраслей, опираются на существующие в психологии концепции личности (первую отрасль). Наибольший же интерес представляет вопрос, по каким причинам (с точки зрения психологии) психологические свойства личности могут трансформироваться в деятельности человека, в том числе, в приобретенных им навыках, в рассматриваемом же контексте, в навыках письма. Отвечая на поставленный вопрос, психологи традиционно делают ссылку на общепсихологическую теорию деятельности. Она была создана в советской психологии и обязана работам Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева, А. Лурии, А. Запорожца и других исследователей [23,14,15,10].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
2. Беллак Л., Абт Л.Э., Оллпорт Г.У. и др. Проективная психология. М.,2000.
3. Боровик, И. Г. Прогнозирование индивидуальных черт характера человека на основе анализа почерка / И. Г. Боровик, М. Г. Зубарева, А. А. Цветков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 154-160. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30584/ (дата обращения: 14.11.2021).
4. Борягин Г.И. О научных основах советской графической экспертизы // Сб. работ по криминалистике (Графические исследования): НИИ МВД СССР, М., 1957. №3.
5. Ищенко Е.П. Криминалистика / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков: Учебник. — М.: Контракт ИНФРА-М, 2010. — 784 с.
6. Герасимов А.Н. Погибко Ю.Н. и др. О зависимости психологических параметров личности исполнителя рукописного текста от половой принадлежности // Актуальные проблемы судебной экспертизы и криминалистики: Тез. Научн.-практич. Конф. Киев, 1993.
7. Гольдберг И.И. Психология почерка / И.И. Гольдберг. — М.: У-Фактория АСТ, 2008. — 161 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kul-lib.narod.ru/bibl.files/g_log.doc (дата обращения: 21.10.2014).
8. Голованова М. А., Заикина И. А. О применении графологии в России // Наука. Общество. Государство. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-primenenii-grafologii-v-rossii (дата обращения: 14.11.2021).
9. Демидова Л.И. Индивидуальные особенности студентов-бакалавров экономических профессий в ситуации конфликта / Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27 июня 2016 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. – Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. – 171 с.
10. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960. 430 с.
11. Евстигнеев Б.А. Определение личностных свойств автора и исполнителя рукописного документа // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Межвуз. сб. науч. ст. 2004. Вып. 12. С. 170–173.
12. Каминская А.А. Основные свойства почерка / А.А. Каминская // Юридический мир. — 2008. — №4. — С. 67-68.
13. Качесова И. Н., Рябова Т. А., Демидова Л. И. Взаимосвязь почерка и характера человека // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-pocherka-i-haraktera-cheloveka (дата обращения: 13.11.2021).
14. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 130 с.
15. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. Издательский центр «Академия». М., 2002. 352 с.
16. Надеждина В. Тайны почерка. Шаг за шагом / В. Надеждина. — Минск: Харвест, 2009. — 415 с.
17. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.В. Силкина, Л.И. Демидова, К.В. Гилева, Ю.А. Наумова, Н.П. Никандрова, О.А. Успенская. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. – 204 с.
18. Орлова В.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации в советской криминалистике: Дис. …д-ра юрид. наук. М., 1972. 438 с.
19. Осекова О.В. Графологические средства отражения индивидуально-психологических особенностей личности. дисс. ... канд. юрид. наук. Новосибирск, 2003.
20. Петрова С. И. Диагностика психологических свойств по почерку (криминалистический, физиологический и психологический аспекты) // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-psihologicheskih-svoystv-po-pocherku-kriminalisticheskiy-fiziologicheskiy-i-psihologicheskiy-aspekty (дата обращения: 14.11.2021).
21. Попова О. А. Классификация личностных особенностей, отражающихся в почерке // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. №329. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-lichnostnyh-osobennostey-otrazhayuschihsya-v-pocherke (дата обращения: 14.11.2021).
22. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
24. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
25. Сара Д. Тайны почерка. -М.: Изд. «Вече: Персей», 1996.
26. Симакова Е.С. Отражение в почерке психологических свойств и состояний личности (криминалистический, уголовно-процессуальный и психологический аспекты): дисс. ... канд. юрид. наук. Томск, 2003.
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. 3-е изд. СПб., 2005. 608 с.
28. Что такое графология? Графология: определение, значение. https://fb.ru/article/155526/chto-takoe-grafologiya-grafologiya-opredelenie-znachenie
29. Bilevičienė Tatjana, Bilevičiūtė Eglė, Drakšas Romualdas Development of forensic science information system in the context of international environment // Всероссийский криминологический журнал. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/development-of-forensic-science-information-system-in-the-context-of-international-environment (дата обращения: 14.11.2021).
30. Hilton 0. Consideration of the Writer's Health in Identifying Signatures and Defecting Forgery // J.F.S-(Journal of forensic Science). 1969. Vol. 14. № 2. // Обзорная информация. М.: ВНИИСЭ, 1976. № 6.