Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретическая часть. Современное представление о компетенции и компетентности 6
1.1. Понятие компетенция и компетентность 6
1.2. Направления, классификация, виды компетентности 9
1.3. Развитие концепции компетентности в научной и прикладной сферах 12
1.4. Регулятивная компетенция, как компонент профессиональных компетенций – ценностная характеристика 14
1.5. Идентификация регулятивной компетенции и взаимодействие с профессиональными компетенциями в комплексе компетентности сотрудников 15
2. Эмпирическая часть. Регулятивная компетенция врача восстановительной медицины 18
2.1. Компетентность врача – как комплекс компетенций-аспектов профессиональной деятельности определяющих профессиональную квалификацию 18
2.2. Модель профессиональной компетентности врача 19
2.3. Этапы формирования профессиональных компетентностных характеристик врача, пути их совершенствования и развития 21
2.4. Регулятивная компетенция врача восстановительной медицины в структурной системе профессиональной деятельности 22
2.5. Влияние регламентов и стандартов на регулятивные компетенции врача 25
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Вопросами профессиональной компетентности и её специальных видов занимается новая наука – акмеология, которая рассматривает компетентность с системных позиций, выделяя в ней подсистемы профессиональной деятельности, нормативной регуляции, деятельности, поведения и др.
Компетентность рассматривается, прежде всего, как атрибут профессионализма, досконального знания своего дела, существа выполняемой работы, возможных способов и средств достижения намеченных путей.
Проблемы организации эффективной коммуникации в сфере оказания медицинской помощи приобретают в настоящее время особую актуальность. В России, как и в ряде западных стран и США, это связано со сменой используемых в учреждениях здравоохранения моделей взаимодействия между врачом и пациентом.
Переход от патерналистской модели, при которой цели коммуникации сводились в основном к сбору анамнеза, к моделям, подразумевающим большую включенность пациента в процесс лечения, предполагает расширение рамок общения его участников.
Появление негосударственного сектора в системе здравоохранения создало предпосылки для повышения культуры обслуживания, так как высокий уровень оказания медицинских услуг является залогом выживания частных клиник.
В рамках зарубежных лингвистических и социологических исследований все настойчивее провозглашается мысль о том, что существует непосредственная связь между повышением компетентности пациента (готовности пациента выполнять медицинские предписания врача) и эффективностью общения между ними.
Профессия врача актуальна во все времена, она отличается особой гуманностью среди социально ориентированных профессий. В соответствии с главенствующим принципом «Не навреди!», закреплённым в клятве Гиппократа, врач призван заботиться о здоровье своих пациентов, которое связано не только с их соматическим состоянием. Именно регулятивная компетентность врача восстановительной медицины играет достаточно важную роль в профессиональной деятельности.
Цель исследования – определить и обозначить особенности регулятивной компетентности врача восстановительной медицины.
Объект исследования – современное представление о компетенции и компетентности.
Предмет исследования – регулятивная компетенция врача восстановительной медицины.
Задачи исследования:
- изучить и описать понятие компетенция и компетентность;
- определить направления, классификация, виды компетентности;
- рассмотреть характерные аспекты развития концепции компетентности в научной и прикладной сферах;
- изучить регулятивную компетенцию, как компонент профессиональных компетенций – ценностная характеристика;
- обозначить элементы идентификации регулятивной компетенции и взаимодействие с профессиональными компетенциями в комплексе компетентности сотрудников;
- проанализировать компетентность врача – как комплекс компетенций-аспектов профессиональной деятельности определяющих профессиональную квалификацию ;
- составить модель профессиональной компетентности врача;
- охарактеризовать этапы формирования профессиональных компетентностных характеристик врача, пути их совершенствования и развития;
- обосновать регулятивную компетенцию врача восстановительной медицины в структурной системе профессиональной деятельности;
- проанализировать влияние регламентов и стандартов на регулятивные компетенции врача.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высшее образование в России. Вып. №2. – 2015.
2. Аникина, А. А. Профессиональная культура общения врача // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. – Т.6. – №1. – С.240. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25861995 (дата обращения: 19.11.2021).
3. Анохина, А.В. Вопросы профессиональной этики деонтологии в деятельности врача стоматолога-ортодонта / А.В. Анохина // Практическая медицина, 2018. – №2(41). – с.89-95.
4. Асеева, И.А. Биомедицинская этика. Учебное пособие для медицинских университетов / И.А. Асеева, В.Е. Никитин. – Курск: КГМУ, 2019. – 96 с.
5. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности / Г.Э. Белицкая // Субъект и социальная компетентность личности. – Москва, 2019. – С. 24-109.
6. Берестова, Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя / Л. И. Берестова. – Москва : Владос, 2017. – 319 с.
7. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. – Москва : Наука, 2019. – 269 с.
8. Бобнева, М.И. Психологические проблемы социального развития личности / М. И. Бобнева // Социальная психология личности. – Москва, 2019. – С. 35–45.
9. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для вузов / Д. Б. Богоявленская. – Москва : Академия, 2018. – 320 с.
10. Бодалев, А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – Москва : Наука, 2017. – 207 с.
11. Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье // Экономическая социология. – Т. 3. – № 5. – 2019, с. 60-75.
12. Зайнагутдинов, A.M. Особенности формирования видов человеческого капитала медицинских работников в современных условиях (на материалах конкретно-социологического исследования в г. Казани) / A.M. Зайнагутдинов // Казанская наука, – 2016, – № 4. – С. 276-278.
13. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: Просвещение, 2015.
14. Золотарева, Ю. И. Социальный капитал: типология подходов. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/VMSU/200702/07zuilav.htm (дата обращения: 19.11.2021).
15. Малая, О. Г. Развитие социальной компетентности личности в условиях корпоративной культуры: автореф.дис. ... канд. психол. наук: 13.00.05 / О.Г. Малая; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Москва, 2015. – 17 с.
16. Мансуров, В.А. Перспективы профессионализации российских врачей в реформирующемся обществе / В.А. Мансуров, О.В. Юрченко // Социологические исследования. – 2015, № 1. – С. 66-77.
17. Маркин, В.Н. Акмеологическая компетентность / В.Н. Маркин // Акмеология. – 2013. – № 3. – C. 51–53.
18. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Москва: Знание, 2016. – 308 с.
19. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова // Педагогика. – 2017. – № 8. –С. 82–88.
20. Радаев, В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В.В. Радеев // Общественные науки и современность. – № 2. – 2018, с. 5-16.
21. Тришина, С.В., Хуторской, А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ИСМО РАО, 2016.
22. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма // М. ООО “Издательство ACT”; ЗАО НПП “Ермак”. – 2018. – с. 19.
23. Церковский, A.Л. Психологические основы профессиональной деятельносги врача. К>рс лекций; / А.Л. Церковский, В.П. Дуброва – Витебск, ВГМУ, 2017. – 365 с.
24. Швери, Р. Теоретическая социология Джеймса Коулмена: аналитический обзор / Р. Швери // Социологический журнал. – № 1-2. – 2019. – с. 62-81.