Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Тактильное развитие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.
Первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов – специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней.
Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.
Познание ребенка начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Все другие формы 2 познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, и являются результатом его переработки. Следовательно, полноценное умственное развитие является невозможным без опоры на нормальное восприятие.
У детей с задержкой психического развития тактильного восприятие отстает в своем развитии, от тактильного восприятия детей с нормой. Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Нужно много времени для приема и переработки информации, особенно в сложных условиях: например, если то, что ребенку говорят (речевой раздражитель), имеет одновременно и смысловую и эмоциональную значимость.
Для детей с задержкой психического развития характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.
Для развития тактильной чувствительности у детей с задержкой психического развития необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.
Объект: Восприятие дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет: Тактильное восприятие у дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности тактильного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие тактильного восприятия;
2.Проанализировать особенности тактильного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза: Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития уровень тактильного восприятия будет низким.
Теоретико-методологические основы:
Работы ведущих специалистов в области коррекционной педагогики: Р.И. Лалаевой, И.Д. Коненкова, Т.В. Волосовец, Е.А. Стребелевой, С.Н. Костроминой, Л.Г. Нагаевой и др.
Труды исследователей в области тактильного восприятия: работы У. В. Ульенковой, Шевченко, С. Г., Пилюгиной Э. Г. и др.
Эмпирическая база: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития, подготовительная группа. Была взята выборка из 6 детей экспериментальной группы подходящих по критериям для темы исследования – дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость: Данную работу могут использовать студенты-дефектологи для подготовки к семинарам по теме исследования.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2.Педагогическое наблюдение;
3.Педагогическое тестирование;
4.Математические методы обработки информации.
Структуры курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Особенности тактильного восприятия
У каждого человека свой характер, свой темперамент, свой тип восприятия. Жизнедеятельность человека сложно представить без адекватной ориентации в окружающей действительности. Человек ориентируется благодаря тактильному восприятию. Видом восприятия предметов и явлений является осязание, которое строится на мультимодальной и тактильной информации. Тактильная информация представляет собой ощущения прикосновения, температуры, боли, давления. Первые представления о предмете или явлении у человека складываются благодаря тактильному восприятию. Наружные покровы тела, соприкасаясь с чем-либо, дают возможность определить форму, упругость, плотность или шероховатость, величину, температуру этого предмета.
С помощью тактильного восприятия человек через кожу получает информацию. Чувствительность только этими ощущениями не ограничивается. Прикасаясь к тому или иному предмету, человек ощущает не только признаки этого предмета, он ощущает ещё его свойства, например, влажность этого предмета, его гладкость или твердость, тягучесть или вязкость и др. Кожа человека способна реагировать на физические свойства объектов и давать человеку определенную информацию об этих объектах. Это непосредственное касание объектов, их познание через касание и является тактильным восприятием. Тактильное восприятие по-другому называют осязанием, механизм которого основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы воспринимают сенсорные сигналы и считывают информацию. Они являются сложными устройствами и расположены по поверхности всего тела, обеспечивая ему кожную чувствительность. Рецепторы пальцев рук являются самыми чувствительными и восприимчивыми к разнообразной информации. Обладая осязанием, человек получает столько информации о предмете, как будто он видит эти предметы, поэтому осязание является познавательной функцией руки человека. [5]
С окружающим миром ребенок раннего возраста общается с помощью тактильных ощущений, которые имеют для него очень большое значение. Естественными и очень важными действиями малыша будет попытка ухватить погремушку, прикоснуться к груди мамы, дотронуться ножками или ручками до незнакомого предмета. Маленькие ладошки и пальчики рук приводят в движение механизм мыслительной деятельности, являясь очень важными органами. Маленький ребенок дотрагивается до предметов сначала случайно, а затем целенаправленно.
На смену периоду хаотических физических контактов приходят намеренные и координированные контакты, дающие малышу значимую информацию об окружающем мире, представление о котором без тактильно-двигательного восприятия сложиться не может. Причина заключается в том, что тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания. Специалисты говорят о том, что чем тоньше у малыша тактильные ощущения, тем точнее он сравнивает, объединяет или различает окружающие его предметы. Для успешного упорядочивания мышления, считала М, Монтессори, надо изолировать одно чувство, участвующее в восприятии. В результате внимание ребенка будет фокусироваться на изолированном чувстве, которое упражняется.
Например, когда взрослые слушают музыку и хотят сосредоточиться на её исполнении, они невольно прикрывают глаза, как бы изолируя слух. От общения с матерью, ребенок получает ощущения, накапливает опыт тактильной чувствительности, развивает тактильное восприятие, а это является стимулом умственной деятельности. Среди основных видов ощущений выделяют ощущения:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 2000.- 267с.
2. Венгер, Л. А. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 13. – С. 424.
3. Веракса, Н.Е. Детская психология: Учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 446 c.
4. Винник, Марина Олеговна. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 154 с.
5. Войлокова, Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева. – СПб. : КАРО, 2005. – 304с.
6. Волков, Б.С. Детская психология. Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2007. - 252 c.
7. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
8. Детская патопсихология: учебное пособие: хрестоматия / сост., [авт. вступ. ст. и ввод. замечаний к главам] Н. Л. Белопольская. - 3-е изд., стер. - Москва: Когито-Центр, 2004. - 350 с.
9. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко и др.; под ред. С. Г. Шевченко. - Москва: АРКТИ, 2001. - 224 с.
10. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 315 с.
11. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст]: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
12. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» [Текст]: пособие для психол.-пед. комис. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 32 с
13. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 112 c.
14. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. - М.: Форум, 2011. - 288 c.
15. Коррекционная педагогика: учебное пособие для пед. специальностей вузов / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин [и др.]. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. - 304 с.
16. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева: под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.
17. Мамайчук, И.П. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 352 с.
18. Микляева, Н. В. Конструктор индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Микляева // Современный детский сад. — 2018. — №2. — С. 34-44.
19. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс / Т.Г. Неретина; Моск. психолого-социальный ин-т. - Москва: Флинта: МПСИ, 2008. - 376 с.
20. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 432 с.
21. Ротарь, Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. - М.: Учитель, 2014. - 156 c.
22. Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2014. - 288 c.
23. Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьяковой, Метод. Указание - М.: Просвещение, 2001. - 176 с.
24. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2012. - 304 c.
25. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е. И. Удальцова. — Минск. : Народная асвета, 2007. – 368 с.
26. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учеб.- метод. пособие / Г. В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2004. – 68 с.
27. Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста /- Г.А. Широкова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 251с.