Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению рождения детей с различной патологией. Содержание образования требует новых образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
Происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Постоянно ведется поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.
Чтобы образование стало доступным для различных категорий обучающихся, нужно в каждой образовательной организации создавать адаптированные образовательные программы для детей с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей»
Реализация в образовательном процессе особых образовательных потребностей каждого обучающегося открывает путь к его полноценному личностному развитию, качественному образованию, социальной адаптации и интеграции в обществе.
Программа коррекционной работы является неотъемлемым структурным компонентом адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (АООП ООО) обучающихся с нарушениями слуха, учитывающей их особые образовательные потребности.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с нарушениями слуха определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Объектом исследования является программа коррекционно – развивающей работы.
Предметом исследования является адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих обучающихся.
Цель курсовой работы – рассмотреть реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих обучающихся.
Задачи:
- определить понятия адаптированной образовательной программы.
- выявить требования к структуре и содержанию адаптированной образовательной программы.
- проанализировать этапы реализации программы начального общего образования для слабослышащих обучающихся.
- исследовать условия реализации программы начального общего образования для слабослышащих обучающихся.
- рассмотреть содержание программы коррекционной работы.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Адаптированная образовательная программа: определение, структура, документы
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ - это тщательно разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой дошкольного и школьного образования. АООП широко открывают двери учебных заведений категориям детей, которые еще десять лет назад не могли и мечтать об общем, а не коррекционном образовании, о школьной жизни наравне со здоровыми ровесниками.
А для всех специалистов, работающих в ДОУ и школах, разработка и выполнение вместе со своими воспитанниками данных программ - прекрасная возможность раскрыть в себе неограниченные творческие ресурсы, талант исследователя, поднять свое мастерство на высочайший уровень[5, c 57].
Адаптированная программа для детей с ОВЗ в НОО составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы - дать им равные стартовые возможности в школе и дальнейшему школьному обучению. Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок - по адаптированной образовательной программе.
В ее основе - общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для НОО, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)
Цель программы - оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи [17]:
- активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);
- совершенствование познавательной деятельности;
- формирование интеллектуальных навыков и умений;
- нормализация учебной деятельности;
- развитие устной и письменной речи;
- формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;
- формирование учебной мотивации;
- выработка навыка контроля и самооценки.
Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.
В начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса. Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов. Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной. Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов. Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.
Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции. Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата. Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.
Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы [11].
Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:
-Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.
-Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.
-Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.
- Принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.
-Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.
-Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке - нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении - писчие спазмы.
Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.
1.2 Требования к структуре и содержанию адаптированной образовательной программы
Алгоритм составления адаптированной образовательной программы обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
- Описать проблему, понять, в чем её причина и каковы её особенности.
- Постановка чётких целей и задач предстоящей задачи (будет зависеть от заключения комиссии на основании общих рекомендаций).
- Понять, как можно решить проблему (какие можно применить методы, приёмы, средства).
- Подобрать соответствующий материал для работы (игры, задания, упражнения и т. д.).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева О. Л. , Уфимцева Л.П. Организационно-педагогические условия реализации федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушенным слухом) / О. Л. Беляева. Л.П.Уфимцева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. №3. С. 6-10.
2. Белякова Л. И. Логопедия: Заикание: учебник для вузов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : Аcademia, 2007. - 207 с.
3. Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 класс. Сборник 1 / В.В. Воронкова. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 224 c.
4. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для вузов. - М. : Владос, 2018. - 303 с.
5. Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. Диагностика и коррекция / Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова. - М.: Речь, 2017. - 256 c.
6. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб, пособие/Л.И. Гурье. - Казань, Казан, гос. технол. ун-т, 2014. 212с.
7. Дмитриева Т.П. Алгоритм разработки и реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Т.П. Дмитриева / Москва, 2016. URL: https://www.slideshare.net/ssuser6a8Xfb/ss-63854395
8. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2017. - 120 c.
9. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учеб. пособие / гл. ред. Д. И. Фельдштейн. - М. : Флинта, 2017. – 159 с.
10. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов, - 3-е изд., доп. - Издательский центр «Академия», 2017. - 160 с.
11. Ларионова, И. А. Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекционно-логопедических занятий в начальных классах с детьми с ОНР. Методическое пособие / И.А. Ларионова. - М.: Владос, 2015. - 743 c.
12. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / В.А. Луков. - М., Моск, гуманит.-социальн. академия Флинта, 2018. 104с.
13. Макарова Т. С. К вопросу о реализации адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования / Т. С. Макарова // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 4. С. 26-32.
14. Нестерова, Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна / Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух, А.Н. Волкова. - М.: Речь, 2019. - 128 c.
15. Пузанова Ж. В., Тертышникова А. Г. Проблемы внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: первые результаты мониторинга / Ж. В. Пузанова, А. Г. Тертышникова// Общество: социология, психология, педагогика, 2015. № 6. С. 14.
16. Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями. - М.: ГАООРДИ, Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства, 2019. - 220 c.
17. Чичканова Е.Л. Проектирование программы коррекционной работы в соответствии с ФГОС ОВЗ (методические рекомендации)/ Е.Л. Чичканова- Тамбов, 2019. 98с.