Фрагмент для ознакомления
2
Т. А. Румянцева, А. Ю. Деньгина определяют социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей отдельных лиц и группы. В процессе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, развивается ее индивидуальность, личность является частью новой социальной среды, она становиться полноправным членом общества [18].
По мнению Ф.Б. Березина социально-психологическая адаптация - это адекватное взаимодействие с другими участниками деятельности, особенности микросоциального взаимодействия, достижение значимых целей. Также автор связывает с социально-психологической адаптацией, особенности социальных установок, представлений о социальных ролях и собственной личности, адекватное межличностное взаимодействие [4].
Согласно данной концепции общий адаптационный синдром имеет фазы. Первая фаза – это реакция тревоги, которая является собственно сигналом о каком-либо неблагоприятном воздействии, вызывая своеобразную мобилизацию всех резервов организма, необходимых для перестройки его деятельности в соответствии с новыми внешними требованиями. Вторая фаза – фаза сопротивления (резистентности) как закономерное следствие реакций тревоги, когда организм адаптировался к стрессовому воздействию и функционирует в относительно сбалансированном режиме за счет мобилизированных ресурсов в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. И третья фаза – фаза истощения, которая вызывает нарушения функций систем организма и состояние дезадаптации [9].
Таким образом, первые социальные навыки набираются в детском саду. Вот почему так важны умения ребенка быстро адаптироваться к новым условиям, когда он полностью меняет свою жизнь.
1.2 Особенности адаптации детей раннего дошкольного возраста
В раннем возрасте адаптация происходит дольше и труднее, часто сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка.
Т.Н. Байрамгулова, считает, что причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ могут быть:
1. Несоответствие распорядка дня дома и в детском саду.
2. У ребенка сформировались своеобразные привычки.
3. Ребенок не приучен к непродолжительному одиночеству и не может играть игрушками наедине с собой.
4. Отсутствие навыков в соблюдении гигиены.
5. Малыш редко находится в компании незнакомых людей [5, c 8].
По мнению А. А. Сидорова, детский сад является первым социальным институтом для ребенка. Это первое место, где он должен приучиться к определенному графику и распорядку, правилам и режиму. Более того, здесь находится много новых людей: ровесники (другие дети) и воспитатели (чужие взрослые люди). Именно здесь ребенок впервые учится контактировать не только с детьми, которые могут ему не нравиться, однако вынужден каждый день с ними видеться, а также с посторонними взрослыми, которые не нянчатся с ним, как родители и прочие родственники [19, c 64].
Т. И. Шулепова, считает, что объективными показателями окончания собственно периода адаптации детей раннего возраста являются: хороший аппетит и глубокий сон, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение, восстановление навыков и привычек (кушает ложкой, ходит на горшок), показатели прибавки веса, которые соответствуют возрасту [20, c 97].
В ходе исследования, проведенными М. Н. Недвецкой были выделены фазы процесса социально-психологической адаптации [17, c 102]:
1. Острая фаза, которая сопровождается своего рода колебаниями в соматическом и психическом состоянии, что приводит к потере веса, частым заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, проблемам в речевом развитии. Длительность фазы в среднем один месяц. Выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптации:
- Легкая адаптация. Поведение восстанавливается в течение 10-15 дней, ребенок согласно норме, набирает вес, поведение в коллективе адекватное, в течение первого месяца посещения ДОО болеет не чаще обычного. Далее по двадцатый день нормализуется сон. Настроение бодрое, отношения с семьей и взрослыми не нарушаются. Интерес к окружающим восстанавливается в течение двух недель. Речь затормаживается, но ребенок реагирует и следует указаниям взрослого. Невротические признаки реакции и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
- Адаптация средней тяжести. Сдвиги нормализуются в течение месяца. Нарушения в состоянии, как правило, более выражены и продолжительны. Сон и аппетит восстанавливается более месяца, настроение неустойчивое. У ребенка проявляется эмоционально-возбужденное отношение к близким ему людям, которое выражается в плаче, крике при расставании и встрече. Речевая активность замедляется, либо речь не используется. Болезни до двух раз, за период, не превышающий десяти дней, без осложнений. Есть признаки невротических реакций: избирательность в общении с взрослыми и детьми, общаясь только при определенных обстоятельствах. Изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, шелушение кожи (диатез) в течение 1,5-2 недель;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128с.
2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум .М.: Юрайт, 2017. 286 с.
3. Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2017. - №6. - С.66-70.
4. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 670 c.
5. Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2016.-№25.-С.8.
6. Березина Т.А. Подготовка педагога дошкольного образования к взаимодействию с родителями воспитанников // Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 60-3. С. 50-54.
7. Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Подготовительная группа (от 6 до 8 лет). Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 725 c.
8. Дронь, А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 378 c.
9. Зенина, Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре / Т.Н. Зенина. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 160 c.
10. Карнаухова, М. В. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / М. В. Карнаухова // Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. - 2017. - № 2. - С. 68-74.
11. Карпова, Е. Е. Методы организационно-управленческого взаимодействия детского сада и семьи / Е. Е. Карпова // Челябинский гуманитарий. - 2015. - № 2. - С. 25-29.
12. Кокоева, А. Т Формирование педагогической культуры родителей / А. Т. Кокоева. - Владикавказ, 2019. - 122 с.
13. Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2017. 108 с.
14. Лашкова, Л. Л. Сотрудничество детей и взрослых в проектной деятельности/ Л. Л. Лашкова, Е. В. Макаренко // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 12 (69). - С. 84-95.
15. Любчик, С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи / С. А. Любчик // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2018. - № 6. - С. 36-47.
16. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2016. 412 с.
17. Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. - М.: УЦ Перспектива, 2016. - 152 с.
18. Румянцева, Т. А. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ / Т. А. Румянцева, А. Ю. Деньгина, Н. В. Рядинская. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - № 1 (11). - С. 25-27.
19. Сидорова, А. А. Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО / А. А. Сидорова // Управление ДОУ. - 2016. - № 2. - С. 64-84.
20. Шулепова, Т И. Управление взаимодействием с родителями через реализацию образовательных проектов / Т. И. Шулепова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - № 3. - С. 97-105.