Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня, а педагогике и психологии существует запрос на изучение особенностей формирования и развития адекватной и здоровой личности. Однако сегодня в части понимания основ и закономерностей развития младшего школьника и старшего дошкольника написано множество книг, пособий, методичек и т.д.
К сожалению, все авторы повторяют друг друга и повторяют постулаты написанные друг другом. В этих условиях невелика вероятность того что здесь появятся новые теории и взгляды.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Теоретические подходы к проблеме личностного развития у младших школьников
В свете преобразований современной системы образования (введения новых ФГОС, уточнение законодательной базы и др.) проблема личностного развития учащихся младших классов приобретает безусловную значимость. Федеральные государственные образовательные стандарты поставили на первое место в качестве главных результатов образования личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, то есть действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С психологической точки зрения, термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].
Личностные результаты, определяют как сформировавшуюся в образовательном процессе систему ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Личностные результаты образования являются нововведением новых федеральных государственных образовательных стандартов, определяющее основную миссию образовательного процесса — развитие личности.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») и устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности [3].
В период обучения в начальной школе под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования и базовые учебные умения школьника, происходит интенсивное личностное развитие. Школьники должны самостоятельно и инициативно совершать учебные действия в образовательном процессе, широко используя различные средства для решения учебных и практических задач, ориентируясь на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Именно успешное личностное развитие становится обязательным условием продуктивного освоения младшим школьником окружающей действительности и подготовки его к переходу на новый образовательный уровень.
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
В психологии – детской и педагогической, одно из главных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят правильно выстроить учебно-воспитательную работу. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми начальных классов.
Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).
В настоящее время нет единой теории, которая давала бы полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды, поэтому, можно рассмотреть несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста.
Л.С. Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития.
З. Фрейд в психоаналитической теории объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 - 12 лет соответствует латентной стадии, на протяжении которой происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения.
Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода. На возраст 7 - 11 лет приходится третий период умственного развития– период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка, которое резко меняет весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин. Несформированность мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются неполными, а порой и просто ошибочными. Это может серьезно сказаться на процессе обучения, снизить его эффективность.
Особенности восприятия. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.
Особенности внимания. У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий.
Особенности памяти. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается более продуктивной, чем непроизвольная.
1.3. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста
Сегодня усилия ученых, как психологов, так и педагогов, направлены на организацию и разработку инновационных способов обучения подрастающего поколения, способствующих одновременному развитию как когнитивной, так и личностно-смысловой сфер. Поиск новых путей организации школьного обучения связан с необходимостью формирования творческой личности, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию других людей.
Педагогическая практика показывает, что современный младший школьник, в отличие от младшего школьника недавнего прошлого, уже способен, в силу открытия перед ним новых каналов познания Я среди Они в этом многоликом мире, к новым формам взаимодействия и общения с другими людьми, основанным на сотрудничестве и понимании.
Осуществляя библиометрический анализ по ключевым словам «личностные особенности детей младшего школьного возраста» на базе Научной электронной библиотеки ЕИЬгагу за последнее десятилетие (2008-2018 гг.), было выявлено 139 научных публикаций, это может указывать на недостаточно большой исследовательский интерес к изучению данной проблемы, однако необходимо отметить, что 38 из них за последние два года (2017-2018), что говорит об актуальности данного вопроса.
Таким образом, результаты проведенного библиометрического анализа указывают на значительный рост исследовательского интереса к проблеме личностных особенностей детей младшего школьного возраста.
Именно в данный возрастной период происходит увеличение индивидуальных различий между детьми, темпераментные отличия проявляются в деятельности и поведении. Условия и ведущая деятельность благоприятны для развития таких личностных качеств, как трудолюбие, самостоятельность, способность к саморегуляции.
О развитии способностей свидетельствует устойчивый интерес к конкретному виду деятельности, формирование соответствующего познавательного мотива. Старые мотивы и интересы теряют свою побудительную силу, приходят новые мотивы, связанные с учебной деятельностью. Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы социальные мотивы - самосовершенствования (быть культурным и развитым) и самоопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать). Учебная деятельность может побуждаться мотивом: мотивом получения высокой оценки; социальными мотивами учения; учебно-познавательными мотивами; мотивами достижения успеха; мотивами избегания; престижная мотивация. Происходит перестройка в иерархической мотивационной системе, мотивация достижения становится доминирующей.
В развитии мотивации учения младшего школьника необходимо использовать мотивы, связанные с процессом учения. По содержанию этот интерес может быть направлен как на конкретные факты, так и на теоретические содержания знания. Важно научить ребенка испытывать удовлетворение от самого процесса анализа вещей и их происхождения [6].
С поступлением в школу изменяется весь строй личности. Направленность личности выражается в его потребностях и мотивах.
Переход к обучению означает накопление, переход к систематическому накоплению знаний, расширению кругозора, развитие мышления, психические процессы становятся сознательными и управляемыми. И главное формирует основы мировоззрения.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методы исследования личностного развития детей младшего школьного возраста
Следующим этапом стало проведение опроса учеников и их родителей. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 124 Выборгского района г. Санкт-Петербург.
Эмпирическое исследование было проведено в МОУ СОШ № 124 Выборгского района г. Санкт-Петербург.
Среди опрошенных – ученики и их родители.
Из Таблицы 2.3 видно, что в выборке представлены все виды успеваемости. Примечательно, что мужчины в основном учились успешно либо только на отлично, либо только на хорошо. Иногда на хорошо с 1 – 2 удовлетворительно.
Девушки в основном так же учились хорошо. Они чаще учились либо только на отлично с 1 – 2 хорошо, либо только на хорошо с 1 – 2 удовлетворительно.
Таким образом, в эмпирическом исследовании приняло участие 80 человек. Все люди принявшее участие в опросе имеют отношение к МБОУ СОШ № 124 г. Санкт-Петербург.
Исследование проводилось в социальной сети «ВКонтакте». Для этого была создана временная группа для сотрудников, учеников и их родителей, обучающихся в МБОУ СОШ № 124 г. Санкт-Петербург. Нужно отметить, что респонденты довольно быстро откликнулись на предложение пройти небольшой социологический опрос.
Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение». Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Обработка результатов:
— ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Заключение
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1. Личностное развитие младшего школьника происходит в условиях смены и совершенствования нового вида ведущей деятельности, социальной ситуации развития и интенсивного формирования психических новообразований возраста.
2. Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие создают подходящие условия для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом особое отличие этого возраста от других возрастных периодов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Младший школьный возраст. История отечественного и иностранного подхода. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Младший школьный возраст. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Младший школьный возраст. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Исследование младшего школьного возраста. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Жукова Е.О., Баркунова О.В. К вопросу о личностном развитии учащихся младших классов // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018027258 (дата обращения: 19.01.2022).
6. Згурская Т. В. Теоретические подходы к формированию познавательных потребностей младших школьников / Т. В. Згурская // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — №4 (35) Часть 3. — С. 5—7. — URL: https://research-journal.org/pedagogy/teoreticheskie-podxody-k-formirovaniyu-poznavatelnyx-potrebnostej-mladshix-shkolnikov/ (дата обращения: 20.01.2022).
7. Лебедев О.М., Носов М.С. Младший школьный возраст. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
8. Медведева Н.А. Петрова М.С. Младший школьный возраст. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
9. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Младший школьный возраст. Особенности развития. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
10. Психология младшего школьника [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Урал гос.пед.ун-т; авт.-сост. Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018.
11. Семенов О.В. Борисов А.В. Младший школьный возраст. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
12. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по психологии младшего школьного возраста. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
13. Тихонова Е.Е. Психология младшего школьника и срднего школьника. Справочник учителя и родителей. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
14. Тухужева Л.А. Психологические особенности младшего школьника // Вопросы науки и образования, 2021 – Электронный ресурс – https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-mladshego-shkolnika (дата обращения 22.01.2022).
15. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника I под ред. Н.Ф. Виноградовой. — M.: Изд-во ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016.
16. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика обучения младшего школьника. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
17. Фадеева А.Ю. Младший школьный возраст. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
18. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Младший школьный возраст. Исследования в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.