Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с изменениями, которые интенсивно происходят в системе начального звена образования - переход от накопления системы теоретических знаний в определение их практической значимости через усвоение способов практической деятельности учеником начальных классов, предполагается формирование тех умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, то есть обеспечивают возможность сочетания учебного материала из различных образовательных областей. Эффективное использование способов деятельности невозможно без надлежащего уровня сформированности логического мышления. Исходя из вышесказанного особое внимание должно уделяться формированию универсальных логических действий, которые положены в основу протекания сложных логических операций.
Во ФГОС НОО результаты обучения представлены как универсальные учебные действия и межпредметным понятиям, то есть к метапредметным образовательным результатам. То есть образование сегодня должно быть направлено на достижение метапредметных и личностных целей обучения. Предметом обучения и оценки являются не только действия, выполняемые учащимися с существенным содержанием, но и универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Эффективное формирование логического мышления, в частности, в начальной школе, помогает ученику четко и убедительно выражать свои мысли; а также абстрагироваться от конкретного содержания и сосредотачиваться именно на структуре собственного мнения.
Перед учителями начального звена образования встает проблема необходимости организации такой системы работы, которая бы обеспечивала формирование простых и сложных логических операций у учащихся младшего школьного возраста и способствовала бы улучшению результатов их образовательной деятельности на последующих этапах обучения.
Проблема формирования логического мышления младших школьников рассматривалась в работах П.М. Зиновьева, Н.Б. Истоминой, Т.В. Ульяницкой, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Ю.В. Громыко, Л.Г. Петерсон и др.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия обучения решению составных задач как средство развития логического мышления младших школьников с устойчивой неуспеваемостью
Задачи:
1. Рассмотреть особенности развития логического мышления детей;
2. Охарактеризовать составные задачи
3. Организовать и провести экспериментальную работу по выявлению уровня логического мышления детей младшего школьного возраста;
4. Разработать комплекс заданий, направленных на развитие логического мышления детей на уроках математики в начальной школе при помощи составных задач;
Объект исследования – учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – процесс развития логического мышления младших школьников;
Проблема исследования какие организационно-педагогические условия нужно создать для успешного развития логического мышления младших школьников на уроках математики?
Методы исследования: Теоретические: анализ дидактической и методической литературы по теме исследования; сравнение, обобщение, опыта формирования логического мышления младших школьников; Практические: наблюдение, анкетирование, тестирование
База исследования: МБОУ СОШ №127 г. Биробиджан
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УСТОЙЧИВОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТЬЮ
1.1 Развитие логического мышления детей как педагогическая проблема
Логика - наука о законах и разновидности мышления, способы познания и условия истинности знаний и суждений [18]. Истоки логики как науки о мышлении наблюдались еще в Древней Индии, затем в Древней Греции, Вавилоне, Египте, Риме. Логика всегда была составной частью философии и только потом постепенно выделилась в самостоятельную науку. Развитие различных наук и необходимость конкретных выводов и доказательств, способствовали развитию знаний из логики.
Большое значение в процессе обучения оказывал логике чешский педагог Я. Коменский. Его взгляды получили дальнейшее развитие в творчестве К. Ушинского, считавшего, что без логики и логических знаний в обучении не обойтись. По словам К. Ушинского, уже в начальной школе дети могут познакомиться с основами логики, изучить понятие, сходство, суждения, последствия и т. Д. В. Сухомлинский возложил на учителя задачу по формированию логической культуры школьников в процессе обучения. Он писал: «Я пытался заставить детей воспринимать законы мышления как тонкую структуру, архитектура которой сформирована самой природой». [13, с. 67].
Изучая вопрос о единстве логики и психологии, известные психологи П. Гальперин и Д. Эльконин в статье, посвященной анализу исследований теории Ж. Пиаже [30], подчеркивали, что логика изучает соотношение между познавательными результатами, которые возникают в процессе мышления. Предметом же изучения психологии являются закономерности течения мыслительного процесса, который приводит к познавательных результатов для удовлетворения требований логики. Итак, по мнению этих ученых, обе науки исследуют познавательную деятельность, но с разных сторон, поэтому они тесно связаны между собой [30].
Мышление - это "процесс поиска существенных признаков, свойств, предметов и явлений и отношений между ними, кроме того, характеристик, общих для однородных явлений или предметов действительности" [2, 13]. Это обобщенное отражение действительности. Выявлены наиболее значимые признаки, лежащие в основе обобщения, которые раскрывают определенную закономерность тенденцию. "Мышление ... в процессе познания перехода от явления к его сущности" [1, 121] и, в отличие от процесса чувственного отражения (ощущения, восприятия), опосредованно отображает реальность. Таким образом, человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять.
"Итак, понять - это попасть в суть явлений и предметов, узнать главное. Понимание обеспечивается наисложнейшим познавательным процессом, мышлением. В своем становлении мышления проходит такие стадии, как допонятийное и понятийное. Допонятийное мышление это начальная стадия развития мышления у ребенка, его мышление имеет отличную от взрослых организацию, суждения детей - единичные, по данном конкретном предмете» [5].
Логическое мышление, является основой способностей учащихся, это необходимая предпосылка для обучения и получения знаний, а также - формирование навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь личности или общества.
Развитие логического мышления у детей - одна из важнейших задач начальной школы. Поскольку умение логически мыслить, делать выводы без наглядной поддержки, формулировать суждения по определенным правилам является необходимым условием успешного усвоения содержания обучения [6, с. 105].
Логическое мышление относится к способности и способности ребенка младшего школьного возраста выполнять простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.), а также сложные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержения как построение рассуждений, используя различные логические схемы - индуктивную или дедуктивную).
1.2. Работа над составными задачами в начальной школе
Решение составных задач традиционно представляет собой трудность для учащихся. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научить детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания.
В процессе решения составных задач реализуются образовательные, воспитательные и развивающие цели. Решение задач способствует формированию у детей полноценных знаний, определяемых программой. Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решение задач позволяет углубить и расширить представления детей о жизни, формирует у них практические умения (подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры).
Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Содержание многих задач отражает труд детей и взрослых, достижения в области науки, техники, культуры. Задачи и решение их занимают в обучении школьников весьма существенное место и по времени, и по их влиянию на умственное развитие ребенка.
Понимая роль задачи и её место в обучении и воспитании ученика, учитель должен подходить к подбору задачи и выбору способов решения обоснованно и чётко знать, что должна дать ученику работа при решении данной им задачи.
При знакомстве с задачами и их решением нельзя избежать специфических терминов, но дети должны их понимать, чтобы осознавать смысл задачи. Работа с детьми по усвоению ими терминологии начинается с первых дней занятий в школе и ведётся систематически на протяжении всех лет обучения. В решении составной задачи появилось существенно новое сравнительно с решением простой задачи: здесь устанавливается не одна связь, а несколько, в соответствии с которым вырабатываются арифметические действия. Поэтому проводится специальная работа по ознакомлению детей с составной задачей, а также по формированию у них умений решать составные задачи.
Общепризнанно, что для выработки у учащихся умения решать задачи, важна всесторонняя работа над одной задачей, в частности, и решение её различными способами.
Следует отметить, что решение задач различными способами позволяет убедиться в правильности решения задачи даёт возможность глубже раскрыть зависимости между величинами, рассмотренными в задаче.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М. К. Акимова, В.Т. Козлова— Обнинск, 2013.
2. Артемов, А.К. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников/ А.К. Артемов - Самара: Изд-во СГПУ, 2015.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди/ Берн Э. –– М., 2008.
4. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. / А. Валлон. — М.: Просвещение, 2010.
5. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических про- цессов/ Л.М. Веккер. — М.: Смысл, 2011.
6. Веккер, Л.М. Психические процессы. Т. 1/ Л.М. Веккер. — Л.: Изд-во ЛГУ, 2007.
7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М. В. Гамезо и др. — М., 2004.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.,2011.
9. Гальперин, П. Я. Введение в психологию/ П. Я. Гальперин. — М., 2000.
10. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка.
/ П. Я. Гальперин. //Вопросы психологии. — 2000. — № 1.
11. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В. Давыдов. — М., 2013.
12. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. Сред. Пед.учеб. заве-дений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 2019. – 464с.
13. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ/ Г. Доман. — М., 2005.
14. Зеньковский, В. В. Психология детства/ В. В. Зеньковский. — Екате- ринбург, 2005.
15. Кабанова-Меллер, Е. П. Формирование приемов умственной дея- тельности и умственное развитие учащихся/ Е. П. Кабанова-Меллер. — М.: Просвещение, 2018.
16. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемо- сти/ З. И. Калмыкова. — М, 2000.
17. Карпова, Е.В. Дидактические игры/ Е. В. Карпова. - Ярославль,
«Академия развития», 2006.
18. Кларин, М. В. Игра в учебном процессе/ М. В.Кларин //Сов. педа- гогика. –2005. –– № 6.
19. Крэйг, Г. Психология развития/ Г.Крэйг. — СПб.: Питер, 2000.
20. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики/ А. Н.Леонтьев. — М.,2001.
21. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности./В. М. Лизинский - М.: Центр пед. поиск, 2012. –160 с.
22. Лурия, А. Р. Язык и сознание/ А. Р.Лурия. — М.: Изд-во МГУ, 2002.
23. Люблинская, А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. Ленинград: 2014 г. - 342с.
24. Маклаков, А.Г. Общая Психология: Учебник для вузов./ А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник нового ве- ка»).
25. Мамардашвили, М.К. Формы и содержание мышления/ М.К. Ма- мардашвили. — М.: Высшая школа, 2001.
26. Минкин, Е.М. От игры к знаниям/ Е. М. Минкин. –– М., 2003.
27. Мухина, В. С. Возрастная психология/ В. С. Мухина. — М., 2007.
28. Мышление. Словесные субтесты // Программа исследования детей на готовность к школьному обучению. – М.: Просвещение, 2011. – С.9- 13.
29. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры/ Б. П. Никитин. –– М., 2000.
30. Психологические проблемы учебной деятельности школьника /Под ред. В. В. Давыдова. — М., 2014.
31. Ревина, Е.Г. Особенности формирования логического мышления учащихся в начальной школе [Текст]/ Е.Г. Ревина, А.З. Гусейнов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Вып. 3. – №6. – Са- ратов, 2006. – С. 104–106.
32. Рогов, Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛА- ДОС, 2013. – 448 с.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии./ С. Л. Рубинштейн – СПб.:Питер, 2007.- 713 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
34. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования/ С. Л. Рубинштейн. — М., 2011.
35. Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление/ А. Н. Соколов. — М.: Просвещение, 2008.
36. Тихомиров, O.K. Психология мышления/ O. K. Тихомиров. — М.: Изд-во МГУ, 2004.
37. Тихомирова, Л. Ф Развитие логического мышления детей./ Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. - Ярославль, “Гринго”, 2005. – 240с
38. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 144 с.
39. Якиманская, И. С. Образное мышление и его место в обучении/ И. С. Якиманская //Советская педагогика. — 2013. — № 12.