Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время чтение представляет собой очень важное умение. По мере роста ребенка, умение читать становиться всё более необходимым для того, чтобы успешно учиться в школе. Благодаря чтению на английском языке у детей развивается интерес к изучению английского языка и возможность получать знания. Чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности. Именно в начальной школе важно заложить прочный фундамент навыков техники чтения. Поэтому в последнее десятилетие произошли серьезные изменения, которые поставили теоретиков и практиков в области преподавания иностранных языков перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся и считавшиеся традиционными взгляды на обучение чтению.
Отличительной особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является ориентация на развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, в требованиях стандарта указаны реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра Федерального государственного образовательного стандарта являются также универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т. д. [ФГОС, 2010 : 17].
Все это привело к внедрению различных методов обучения иностранному языку в начальную школу, а также к созданию нового поколения отечественных учебно-методических комплектов. Теме раннего обучения чтению на иностранном языке посвящено значительное количество исследований. Среди них – научные работы Г.В. Роговой, И.Н. Верещагиной, З.Н. Никитенко, М. З. Биболетовой и других методистов.
Однако проблема наличия детей, которые плохо читают, в школах не уменьшилась, а стала гораздо острее. Дети, не овладевшие навыками техники чтения на английском языке в начальных классах, встречаясь с объемными текстами в среднем звене, теряют всякий интерес к изучению языка, снижают результаты, и дальнейшее обучение для них становится мучительно тяжелой работой.
Важность решения проблемы формирования техники чтения на начальном этапе обучения иностранному языку в школе, массовое обучение в российских школах без учета индивидуальных особенностей учащихся, а также недостаточная разработанность данной проблемы определили актуальность данной курсовой работы.
Объект исследования: процесс обучения технике чтения на английском языке в условиях начального общего образования.
Предмет исследования: методическая организация формирования у младших школьников навыков техники чтения на уроках английского языка во 2 классе.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическая разработка комплексов упражнений, направленных на формирование навыков техники чтения на английском языке для учащихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «техника чтения»;
2. Описать особенности формирования навыков техники чтения у младших школьников;
3. Проанализировать УМК «Spotlight» для 2 класса на предмет формирования навыков техники чтения;
4. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности обучающихся 2 класса;
5. Разработать комплексы упражнений по формированию навыков техники чтения на уроках английского языка во 2 классе.
Методы исследования:
– теоретические: анализ методической, педагогической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
– общенаучные: анализ, обобщение, систематизация, классификация, аналогия, синтез;
Теоретической основой исследования послужили теоретические основы и практические методики обучения чтению на иностранном языке [Бим И.Л., 1988; Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2007; Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Соловова Е.Н., 2002; Шатилов С.Ф., 1986; Щукин А.Н., 2011, 2014].
Практическая ценность данной работы заключается в том, что представленные в ней выводы и разработанные комплексы упражнений могут быть использованы в практике обучения младших школьников навыкам техники чтения на уроках английского языка.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Теоретические основы формирования навыка техники чтения в начальной школе
В первой главе приводится характеристика чтения как вида речевой деятельности: выявлены особенности формирования навыка техники чтения, определены трудности, возникающие у младших школьников в процессе обучения технике чтения на английском языке. Рассмотрены этапы и методы обучения техники чтения в начальной школе.
1.1 Техника чтения: понятие, особенности в начальной школе
«Чтение» и «техника чтения» являются одними из основных понятий в методике обучения иностранным языкам. Именно поэтому описание обучения чтению представлено во всех известных методиках обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф., Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е., Шатилов С.Ф., Щукин А.Н.).
В рамках изучения иностранного языка, чтение рассматривается в качестве самостоятельного вида речевой деятельности, что обусловлено его коммуникативной задачей. Такие специалисты в области лингвистики, как Гальскова Н. Д., Василевич А. Л., Коряковцева Н. Ф. и Акимов Н. В. определяют «чтение» как самостоятельную цель и средство овладения новым языком [Васильева, 2008 : 48].
Щепилова А. В. и Брейгина М. Е. рассматривают чтение как коммуникативную деятельность, направленную на получение информации из письменного текста, а также как способ общения через текст [Гальскова, 2003 : 108].
В качестве цели овладения навыком чтения на иностранном языке Гальскова Н. Д., Василевич А. Л., Коряковцева Н. Ф. и Акимов Н. В. рассматривают достижение учащимися того уровня компетенции, которого будет достаточно не только для его функционирования, но и для дальнейшего его свободного и продуктивного использования в различных сферах деятельности [Гальскова, 2003 : 118].
Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович и Т.Е. Сахарова под чтением понимают «рецептивный вид деятельности, заключающийся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста – продукта репродуктивной деятельности некоего автора» [Рогова, Рабинович, Сахарова, 1991 : 139]. А.Н. Щукин определяет чтение в качестве «рецептивного вида речевой деятельности, целью которого является извлечение и осмысление информации, содержащейся в печатном тексте» [Щукин, 2011 : 256].
И.Л. Бим указывает, что в процессе чтения происходит распознавание закодированного автором текста. Данное распознавание происходит на основе созданных у обучающегося в его речевой памяти (слуховой, речемоторной и зрительной) слуховых и графических образов лингвистических явлений (слов, словосочетаний, предложений), которые несут определенную содержательную окраску [Бим, 1997 : 18].
Как видим из приведенных выше определений, под чтением как целью чаще всего имеют в виду способность воспринимать информацию, записанную тем или иным способом, и мало обращается внимание на процесс раскодировки графических символов, т.к. при наличии сформированного навыка процесс чтения становится бессознательным.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку чтение связано с другими видами речевой деятельности. В частности:
― использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
― коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английский язык : 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. – 5-е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2011. – 152 с.
2. Английский язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Английский в фокусе». 2–11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. Г. Апальков, Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова. - Москва : Просвещение, 2018. - 237 с.
3. Беляева В. Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : современная школа. – 2010. – № 3(5). – С. 105-108. URL: https://readera.org/14032086 (дата обращения: 13.04.2022).
4. Бим. И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку. – М.: Вентана-Граф, 1997. – 40 с.
5. Васильева Т.Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском учащихся младших школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена : электрон. научн. журн. – СПб., 2008. – № 76-2. – С. 47-53.
6. Вербицкая М. В. Английский язык: программа : 2–4 классы . — 2-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 144 с.
7. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
8. Губанова И. В. Формирование и развитие навыков чтения при обучении английскому языку младших школьников // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: материалы IV междунар. науч.-пр. заочн. конф. (Казань, 29 апреля 2016 г.) / Научно-образовательный центр «Знание». – Казань : ООО «Рокета Союз», 2016. – С. 114-118.
9. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности // Московский психолого-социальный институт. – М.: РАО/МПСИ, 2001. – 396 с.
10. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
11. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 431 с.
12. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск, 2004. – 263 с.
13. Мильруд Р. П. Обучение технике чтения в начальной школе : проблемы и решения // Просвещение. Иностранные языки. – электрон. научн. журн. – М., 2017. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2017/09/education-technology/ (Дата обращения: 13.04.2022).
14. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – М.: КНОРУС, 2017. – 390 с.
15. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
16. Пассов И.Е., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка: Настольная книга преподавателя иностранного языка. – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 638 с.
17. Петрикова А. А. Цели и содержание овладения иноязычным чтением на начальном этапе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 159-165.
18. Сергеева Б. В., Беляева И. В. Методика обучения чтению на английском языке в начальных классах // Перспективы Науки и Образования : междунар. электрон. научн. журн. – Воронеж: ООО «Экологическая помощь». –2018. – № 4. URL: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ (Дата обращения: 13.04.2022).
19. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2014. - 239 с.
20. Фоломкина С. К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке // Иностранные языки в высшей школе. – 1971. – № 6. – С. 3-12.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
22. Шатилов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи. В кн.: Вопросы обучения грамматическому аспекту устной речи на иностранном языке в средней школе и вузе. – Л., 1971. – С. 1-63.
23. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 784 с.
24. Brewster J., Ellis G., Girard D. The Primary English Teacher’s Guide. – London: Longman, 2003. – 283 p.
25. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – 3d edition. – Longman ELT, 2001. – 386 c.
26. Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. 3d ed. MacMillan, 2011. - 416 р.