Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в подростковом возрасте происходят существенные изменения во всех сферах психического развития. Эмоциональная сфера подростков наиболее чувствительна и отличается рядом особенностей, среди которых возбудимость, высокая чувствительность, тревожность, устойчивость эмоциональных переживаний, противоречивость чувств.
Современные подростки живут в стремительно меняющемся социокультурном пространстве, новые возможности влекут за собой новые угрозы. Высокий темп жизни, информационное перенасыщение оказывают негативное влияние на личность подростков, приводят переутомлению, напряжению, росту тревожности и негативных эмоциональных состояний. В связи с этим большое значение имеет создание в образовательной среде условий для развития способностей подростков к управлению своими ресурсами.
Необходимость создания комфортной и безопасной образовательной среды, которая гарантирует обучающимся охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья также отражена в федеральном государственном образовательном стандарте. Обеспечение эмоционального комфорта в образовательной среде является важной составляющей успешной адаптацией, самореализации подростков.
Эмоциональная сфера претерпевает значительное изменение в ходе взросления человека. А подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», имеются эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, и как следствие – нарушения психики; поэтому изучение эмоционального развития данного возраста имеет особый интерес у психологов.
Таким образом, принимая во внимание актуальность рассматриваемой проблемы, мы можем сформулировать тему работы «Особенности эмоциональной сферы подростков»
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Предмет исследования: особенности эмоционального развития.
Целью данной работы является выявление особенностей эмоциональной сферы подростков.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятия подросткового возраста в психолого-педагогической литературе.
- рассмотреть понятие «эмоциональная сфера».
- проанализировать проявление эмоциональной сферы подростков.
- изучить рекомендации по развитию эмоциональной сферы подросткового возраста.
В качестве информационной базы исследования использована справочная и учебная литература, статьи из научно-популярных изданий, информация с сайтов сети Интернет соответствующих тематике курсовой работы.
В ходе выполнения настоящей работы применялись следующие методы исследования: исследование источников, анализ информационных данных и профильных порталов, обобщение полученных сведений.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального развития детей подросткового возраста
1.1. Понятие подросткового возраста в психолого-педагогической литературе
Рассмотрим общую характеристику подросткового возраста. Под подростковым возрастом мы будем понимать особый период онтогенетического формирования и развития личности, расположенного между периодом детства и зрелостью [4. с. 34]. Это достаточно длинный период жизни человека. Начало подросткового возраста приходится на 11-12 лет, заканчивается от 15 до 18 лет.
Известный психолог Л.С. Выготский рассматривает возраст исходя из интересов, которые определяют структуру направленности реакций. В качестве примера мы можем привести особенности поведения подростков (ухудшение успеваемости в школьном обучении, изменение в худшую сторону отношений с родителями), все это и тому подобное можно объяснить исключительно коренной перестановкой (переформированием) всей системы интересов личности в данном (подростковом) возрасте [7].
Также следует обратить внимание на гипотезы, выдвинутые классиком отечественной психологии Д.Б. Элькониным, который называет подростковым возрастом исключительно период 11-17 лет. Такое предположение Д.Б. Эльконин делает исходя из критериев смены ведущих форм деятельности.
Сам термин (период) Д.Б. Эльконин разделяет на два этапа. Первый этап - это средний школьный возраст, к нему относятся подростки в возрасте от 11 и до 15 лет. В данном периоде ведущей формой деятельности считается именно общение. Второй этап - это лица старшего школьного возраста (возрастной диапазон данного этапа составляют лица 15-17 лет), на данном этапе основной ведущей деятельностью считают
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2018. - 379 с.
2. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2016. - 118 с.
3. Адлер, Альфред Наука о характерах. Понять природу человека / Альфред Адлер. - М.: Академический проект, 2015. - 248 c.
4. Анаферова Л. И. Системный подход в психологии личности. - В кн.: Принцип системности в психологических исследованиях. - М., 2020. - С. 61-76.
5. Бобровский Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2019. - 544 с.
6. Валенасс В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. Валенасса, Ю. Гиппенрейтер. - М., 2015. - С. 3-28.
7. Выготский Л.С. Психология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 2014. - 39 с.
8. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2018. - 248 c.
9. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
10. Дурсунова А.И., Гайфуллина Н.Г. Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6-1. – С. 80-80;
11. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2017. - 21 с.
12. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
13. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2018. - 286 c.
14. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2015. - 480 c.
15. Круглова Т. Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 281-284.
16. Круглова, Т. Е. Девиантное поведение. Профилактика / Т. Е. Круглова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 12 (143). - С. 16.
17. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2019. - 182 c.
18. Немов, Р.С. Общая психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 261 c.
19. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С.20-33.
20. Ремакович Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 2015. - 480 с.
21. Рубинштейн С. Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.,2016. - С. 152-161.
22. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 2019. - 96 с.
23. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
24. Экман, Пол Психология эмоций / Пол Экман. - М.: Питер, 2017. - 240 c.
25. Юрченко, И. В. Подростковая агрессия / И.В. Юрченко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 144 c.