Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что адаптация первоклассников к школе является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально-адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования.
Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.
Адаптация – серьезное испытание, как для детей, так и для их родителей. И поэтому так актуален на сегодняшний день комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей условиям обучения в школе сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и других авторов.
О трудностях адаптационного периода писали отечественные и зарубежные исследователи: Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер и другие.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Н.Д. Ватутиной, Т.В. Костяк, С.Н. Теплюк.
Объект исследования курсовой работы - адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предмет исследования - психологические аспекты адаптации первоклассников.
Цель исследования: рассмотреть диагностику успешности адаптации первоклассника.
Задачи:
-исследовать адаптации первоклассников по ФГОС;
-выявить проблемы и условия адаптации первоклассников;
-провести эмпирическое исследование адаптации первоклассников и их отношения к обучению в школе;
-обобщить результаты опытно - экспериментальной работы по содействию адаптации первоклассников к школе.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования – изучение и анализ проблемы профилактики школьной дезадаптации первоклассников, причин ее возникновения и подходов к организации профилактики в современной теории и практике.
- эмпирические методы исследования – организация исследования методики диагностики: «Изучение социально - психологической адаптации» (Э.М. Александровская); «Схема экспертной оценки адаптации ребенка к школе» (для учителей и родителей) (О.Л. Соколова, О.В. Сорокина, В.И. Чирков).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы адаптации к школьному обучению
1.1 Адаптации первоклассников по ФГОС
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному.
Адаптация - это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы. [23, c 32]
-В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
-В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
-Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
-Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
-Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.
М.М. Безруких считает, что адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов: [7, c 15]
-индивидуальных особенностей ребенка;
-уровня готовности к школе;
-степени развития социальных навыков.
Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.
По мнению Н.П. Слободяник, адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»: [20, c 63]
-установлен контакт с учителем;
-ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
-налажены отношения с одноклассниками;
-ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
-владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я - концепции» каждого ребенка. [20]
Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.
1. Физическая адаптация - оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
2. Психологическая адаптация первоклассников к школе - оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.
А. В. Петровский говорит о том, что высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем. [18, c 10]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаджанян, Д. К. Социальная дезадаптация младших школьников как основная причина их коммуникативных неудач / Д. К. Агаджанян. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 14 (304). - С. 12-13.
2. Аксючиц С.А., Панова А.П. Формирование учебной самостоятельности младших школьников средствами проектных задач / С.А. Аксючиц, А.П. Панова // Начальное образование. - 2021. - № 6. - С. 16-20.
3. Аксючиц, С.А. Становления субъектной позиции учащихся в учебной деятельности / С.А. Аксючиц // Сборник статей «Наука - образование - профессия: системный личностно развивающий подход» / Под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательство «Перо», 2019. - С. 96 - 99.
4. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). - М., 2016. - 272 с
5. Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. – 2017 - № 7 - С. 18-21.
6. Балашова, Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. // Педагогика и психология. - 2018. №10. С.36 - 38.
7. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - М., 2009. 98 с.
8. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Издательство "Питер", 2010. - С.160 - 166.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: проблемы умственного развития, общения, личностные. - Ж. Дефектология, 2011. - 27 с.
10. Винокуров, Л.Н. Школьная дезадаптация и ее предупреждение у учащихся. - Кострома: Издательство "Эврика-М", 2015. - 132 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004. - 378 с.
12. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 2015. - 122 с.
13. Диагностика школьной дезадаптации. - М.: Издательство "Социальное здоровье России", 2016. - 204 с.
14. Дубровина, И. В, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной - М: Академия, 2015. - 464 с.
15. Иовчук Н.М. Школьная дизадаптация и психическое здоровье ребенка [Текст] / Иовчук Н.М. // Социал. работа. - 2015. - № 1/12. - С. 69-72
16. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2018. - 475 c.
17. Микляева А. В. Психопрофилактика школьной тревожности: программы работы, диагностика // Педагог. диагностика. – 2017 - № 2 - С. 88-111.
18. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. /М.: Знание. 2016. 95 с.
19. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2-х книгах М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 384 с.
20. Слободяник, Н.П. психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие, М.: Айрис, 2013. - 420 с.
21. Социально-психологическая адаптация первоклассников / Авт. - сост. Захарова О.Л. - Курган, 2015. - 42 с.
22. Шарапановская, Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. Диагностика и коррекция / Е.В. Шарапановская. - М.: Сфера, 2015. - 160 c.
23. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2015. - 84 с.