Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена проходящей в стране пенсионной реформой. Выделение в качестве самостоятельных видов пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца осуществляется в связи с состоянием здоровья субъекта (пенсии по инвалидности) и его семейным положением (пенсии по случаю потери кормильца) или, иначе говоря, по так называемым социальным мотивам. Инвалиды и лица, потерявшие кормильца, нуждаются в особой социальной поддержке, и поэтому в любой развитой пенсионной системе существуют пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые независимо от факта достижения общеустановленного пенсионного возраста. В государственной пенсионной системе изначально должен присутствовать протекционизм по отношению к инвалидам, детям, потерявшим родителей, и другим социально незащищенным категориям граждан, предусматривающий особые условия их пенсионного обеспечения.
Объектом данной работы являются общественные отношения возникающие в связи с назначением пенсии по случаю потери кормильца в современной России.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение и социальную поддержку семей, потерявших кормильца, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является комплексное изучение страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Задачами работы ставится:
• изучить правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца;
• рассмотреть условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца;
• проанализировать практические аспекты страховой пенсии по случаю потери кормильца;
• исследовать порядок индексации и перерасчета размеров страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Теоретическую основу данного исследования составили работы таких авторов как: Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А., Боголюбов А.В., Борисов А.Н., Воробьев Е.Г., Воронин Ю.В., Савицкая Т.М., Гусев А.Ю., Чирков С.А., Шкатулла В.И. и других.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и используемых источников.
1. Правовое регулирование и условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
1.1. Правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца
Согласно законодательству России право на пенсию по случаю потери кормильца предоставляется нетрудоспособной вдове и детям. Предусмотрено обеспечение и в случае, если предполагается, что вдова не может содержать себя. Приостановление или снижение пенсии по случаю потери кормильца в связи с получением вдовой или детьми какого-либо дохода, помимо пенсии, включая и доход от трудовой деятельности, не предусмотрены. Это касается и всех других членов семьи, обеспечиваемых пенсией.
Статья 61 Конвенции определяет охватываемый период для предоставления пенсии и членов семьи, подлежащих обеспечению.
Содержанием охватываемого случая признается утрата средств к существованию, т.е. источника средств, предоставляемого кормильцем. Указывается, кем утрачивается источник - вдовой и детьми.
Российское пенсионное законодательство определяет круг членов семьи кормильца значительно шире указанного в Конвенции. Более высокий возраст для выплаты пенсий установлен, в частности, для всех детей (18 лет, а для учащихся - до достижения 23 лет). Все взрослые приобретают право на пенсию по достижении сравнительно невысокого пенсионного возраста, который равен низкому стандартному пенсионному возрасту, а также при частичной инвалидности.
И все же некоторые проблемы существуют. В круг обеспечиваемых следовало бы включить, видимо, всех детей - иждивенцев кормильца, включая и эмансипированных детей, без каких-либо исключений, а также и пережившего супруга, состоявшего в гражданском браке.
Статья 62 устанавливает вид периодической выплаты и порядок ее исчисления.
Пенсия по случаю потери кормильца признается периодической выплатой, как и другие пенсии (по старости и инвалидности). Она исчисляется в порядке, установленном ст. ст. 65 или 66, а также ст. 67.
В России пенсия по случаю потери кормильца определяется в расчете на месяц и выплачивается за текущий месяц.
Статья 63 устанавливает общие подходы к определению размера пенсии по случаю потери кормильца.
Содержание данной статьи неразрывно связано с нормами, содержащимися в разделе XI Конвенции и приложении к этому разделу.
Согласно приложению к разделу XI минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца типичного получателя определен в 40% заработка. Типичным получателем признается вдова с двумя детьми.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца, так же как и другие подобные пенсии, обычно определяется на основе заработка и с учетом продолжительности трудовой деятельности.
Согласно Конвенции пенсия по случаю потери кормильца назначается, если кормилец приобрел стаж, «который может быть 15-летним стажем уплаты взносов или работы по найму» (подп. «a» п. 1 ст. 63). Однако в принципе допускается приобретение и трехлетнего стажа уплаты страховых взносов.
Данное условие совпадает с тем, которое касается пенсии по инвалидности.
В пункте 2 этой статьи указывается, что, когда выплата пенсии обусловливается минимальным стажем уплаты взносов или работы по найму, устанавливается сокращенная пенсия. Как? Естественно, пропорционально имеющемуся стажу, однако если все-таки приобретенный стаж не менее чем 5 лет или хотя бы трехлетний (данный ответ содержится в п. 4 ст. 63). Значит, при стаже 15 лет устанавливается полная пенсия в размере не ниже 40% заработка; при стаже от 10 до 15 лет устанавливается сокращенная пенсия (пропорционально имеющемуся стажу по отношению к 15-летнему стажу), но не менее чем 30% заработка; при стаже от 5 до 10 лет устанавливается пенсия в размере 30% заработка.
На вопрос о том, каков размер пенсии при стаже до 5 лет, ответ в Конвенции не дан. Возможно, предполагается, что стаж в 5 лет требуется для «вхождения» в страховую систему пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца. В России «вхождение» в систему обусловлено лишь фактом работы, так же как и для пенсии по инвалидности.
Статья 63 содержит еще одно правило, относящееся по существу к кругу лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Оно гласит, что приобретение права на пенсию по случаю смерти кормильца вдовой, признанной неспособной содержать себя, может быть обусловлено требованием минимальной продолжительности состояния в браке.
В России, как известно, право на пенсию по случаю потери кормильца-супруга предоставляется, если супруги состояли в зарегистрированном браке. Гражданский брак, другими словами, не имеет юридического значения. Между тем фактические брачные отношения без их оформления в установленном порядке широко распространены, так же как и в других странах. В гражданском браке рождаются дети, их родителями являются лица, не состоящие в зарегистрированном браке, в случае их смерти дети имеют право на пенсию. Переживший фактический супруг, вынужденный ухаживать за детьми умершего и фактически ухаживающий за ними, в силу этого не способный сам себя содержать, правом на пенсию не пользуется.
Вполне очевидно, что данная ситуация требует, как представляется, соответствующего правового разрешения и в конечном счете затрагивает интересы детей умершего.
Статья 64 определяет период, в течение которого выплачивается пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно Конвенции пенсия выплачивается в течение всего охватываемого случая, т.е. со дня смерти кормильца.
Российское законодательство определяет вместе с этим, как уже отмечалось, процедуру вхождения в обеспечение данной пенсии, как и всеми другими пенсиями, но она несколько иная. Общее то, что это - заявительный порядок. Пенсия назначается по общему правилу со дня обращения за ней. Но пенсия может устанавливаться и ранее, чем со дня обращения, т.е. со дня смерти кормильца, если обращение за ней последовало не позднее года со дня его смерти.
Таким образом, российское законодательство соответствует международному, но с учетом того что данная пенсия для типичного ее получателя составляет не 50, а 40% заработка.
Надо также учитывать специфику России в отношении пенсий по случаю потери кормильца: их уровень согласно законодательству определяется в расчете не на семью, как предусмотрено Конвенцией (жена и двое детей), а в расчете на каждого члена семьи, в том числе на каждого ребенка. Данный принцип не следовало бы менять, однако минимальный уровень на каждого члена семьи должен, видимо, определяться с учетом различий их размеров (для пенсионера и ребенка).
При ратификации данного раздела Конвенции следовало бы принять соответствующие обязательства по приведению законодательства в части исчисления трудовых пенсий по случаю потери кормильца и их размеров в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». Заключена в г. Женеве 28.06.1952 // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
4. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
5. Определение Верховного Суда РФ от 14.07.2015 N 26-КГ15-43 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Постановление Президиума Московского областного суда от 30.11.2016 по делу N 44Г-229/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. N 2.
8. Березина Е. Из чего складывается наша будущая пенсия // Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения. 2016. N 6. С. 10.
9. Боголюбов А.В. О некоторых мерах социальной поддержки членов семей военнослужащих, потерявших кормильца // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 11.
10. Воронин Ю.В., Савицкая Т.М. Проблемы реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4.
11. Воробьев Е.Г. Заявительный порядок в перерасчетах военных пенсий: судебный детектив о правовых последствиях нелегитимности свершившегося правосудия // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 9. С. 111 - 124; N 10. С. 96 – 108.
12. Воронин Ю.В., Савицкая Т.М. Проблемы реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 3.
13. Гусев А.Ю. Роль судебных органов различных уровней в защите прав граждан в области социального страхования // Российская юстиция. 2015. N 10. С. 50.
14. Ефремов А.В. Правовые вопросы, возникающие при несвоевременном перерасчете военных пенсий, в том числе пенсий по случаю потери кормильца // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 2.
15. Соловьев А.К., Донцова С.А. Проблемы применения показателя коэффициента замещения трудовой пенсии // Уровень жизни населения регионов России. 2008. N 8. С. 37 - 50.
16. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5.
17. Трофимова Г.А. Социальное государство как эффективный механизм // Административное и муниципальное право. 2016. N 8. С. 706.
18. Чирков С.А. О факте нахождения детей на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца // СПС КонсультантПлюс. 2016.
19. Шкатулла В.И. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: постатейный научно-практический комментарий. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 23.